Ноя
10

02.05.2010. Толкование Деян., XI, 19-26, 29-30. (Архиепископ Аверкий)




  • Милые кости

  • Собственный ад


  • Распространение христианства вне Палестины (11:19-21)
    "Гонение не мало принесло пользы проповеди евангельской", говорит святой Иоанн
    Златоуст,"если бы враги старались нарочито распространить Церковь, то сделали бы не что
    иное, как это: разумею рассеяние учителей". Рассеявшиеся в результате гонения христиане в
    начале никому не проповедовали евангельского учения, кроме Иудеев, живших за пределами
    Палестины в Финикии, на о. Кипре и в Антиохии. Но потом, возможно после того, как
    распространилась повсюду весть об обращении сотника Корнилия, стали благовествовать в
    Антиохии и "эллинам", то есть язычникам.
    "И великое число, уверовав, обратилось к Господу".
    Антиохия — большой и цветущий тогда город в северо-западной Сирии, на реке
    Оронте, в 6-ти часах пути пешком от Средиземного моря. Она основана была Антиохом,
    отцом Селевка Никатора — основателя царства Селевкидов, как одна из многочисленных
    греческих колоний, каких так много было основано на Востоке в результате македонских
    завоеваний. Население там было греческое, но много жило и евреев. Дееписатель
    подчеркивает особенный успех евангельской проповеди среди антиохийцев: "И была рука
    Господня с ними". И действительно, Антиохия стала одним из крупнейших центров
    христианства в древности. В апостольский век Антиохия была как бы метрополией всех
    церквей, основанных Апостолами среди языческих народностей.
    Посольство Варнавы и Савла в Антиохию (11:22-26)
    Когда слух о таком успехе евангельской проповеди в Антиохии дошел до
    Иерусалима, Апостолы поручили Варнаве идти в Антиохию. Следовало это сделать для того,
    чтобы предупредить там недоразумения, которые могли возникнуть, и взять на себя
    первоначальное руководство этой новой и многочисленной христианской общиной.
    39
    Послан был именно Варнава потому, что он был кипрянин, то есть родом с того же о.
    Кипра, откуда происходили и некоторые из антиохийских проповедников, и он легче мог
    стать с ними в близкие и искренние отношения. Кроме того, он был "муж добрый и
    исполненный Духа Святого и веры" — отличался особенно мягким и любвеобильным
    сердцем и имел дар убедительности и утешительности в слове за что и получил прозвание
    "сына утешения". Придя в Антиохию, он, видимо, не заметил там никаких недостатков, и
    своей проповедью еще более умножил число верующих.
    Введший Савла в иерусалимское христианское общество, Варнава, без сомнения знал
    о его предназначении быть Апостолом язычников, а потому и счел нужным отыскать его в
    его родном городе Тарсе, находившемся к тому же неподалеку от Антиохии, и привел его в
    Антиохию, чтобы начать здесь свою апостольскую деятельность среди новообращенных
    язычников. Целый год они трудились вместе, уча "немалое число людей".
    Далее следует весьма важное указание Дееписателя, что "ученики в Антиохии в
    первый раз стали называться христианами". До сих пор они назывались
    "учениками","братьями","верующими","святыми". Вероятнее всего, что это наименование
    "христиане" явилось не в среде самого христианского общества, а дано было
    последователям Господа Иисуса Христа антиохийскими язычниками. Не зная
    догматического и религиозно-исторического значения имени Мессии, они приняли его
    греческий перевод — Христос — за имя собственное и по нему образовали имя партии, по
    их мнению, или секты Его последователей; подобно тому, как говорили:
    "иродиане","кесариане","помпеяне" и т. п.. Это показывает, что последователей Господа уже
    перестали считать за иудейскую секту, как было вначале, и что христианство явилось в
    сознании языческого мира, как нечто самостоятельное, так что даже иудеи и язычники
    соединились вместе в этом общем для тех и других названии.
    Помощь христианам в Иудее (11:27-30)
    Трогательно, что как только основалась церковь среди язычников в Антиохии, так
    тотчас же между этой церковью и церквами среди иудеев в Палестине установилось живое
    братское общение и единение. Матерь церквей посылает в Антиохию своих учителей;
    антиохийские же христиане из язычников прибегают на помощь братьям, живущим в Иудее,
    когда там наступил голод. Дееписатель передает, как в Антиохию пришли из Иерусалима
    пророки и между ними Агав, который предрек наступление голода. Тогда антиохийские
    христиане положили послать милостыню христианам во Иудее. Тотчас же ли это было
    сделано или позже, когда наступил голод — этого не видно, но так или иначе в этом
    проявилась трогательная братская любовь и единение между христианами из язычников и
    христианами из иудеев, составивших теперь единую Церковь Христову.
    Этот великий голод действительно произошел, как свидетельствует Дееписатель, при
    Кесаре Клавдии. Это был римский император, преемник Кая Калигулы, занимавший престол
    с 41 по 54 год по Р. Хр. При нем голод не раз свирепствовал в разных областях Римской
    Империи. По свидетельству Флавия, около 44 года был великий голод по всей Палестине;
    около 50 г. голод был в самой Италии и в других провинциях.
    Милостыня была послана к "старцам", по-русски переведено: "к пресвитерам" чрез
    Варнаву и Савла. Здесь в первый раз упоминается это наименование "пресвитеров". Как
    видно из дальнейшего повествования (15:2, 4, 6, 22, 23; 20:17 и др. ), и из посланий
    Апостольских (Тит. 1:556; 1 Тим. 5:17, 19), это были должностные лица в Апостольской
    церкви, исполнявшие обязанности руководителей отдельных христианских общин, пастыри
    и учители, совершители таинств (ср. Деян. 20:17, 28. Еф. 4:11, 1 Петр. 5:1 и парал. Иак. 5:14-15). Посвящаемы они были в свое служение чрез возложение рук от Апостолов (14:23)
    и епископов (1 Тим. 5:22). В некоторых городах, где христианские общества были
    многочисленны, как напр., в Иерусалиме, Ефесе, пресвитеров было несколько (5:1, 4 и д.
    20:17). Ο первоначальном учреждении этой должности в Церкви нет такого прямого
    известия, как об учреждении диаконов, но обычай рукополагать пресвитеров в
    новоучрежденные христианские общества мы видим установившимся очень рано (см. 14:23).
     













































































  • Милые кости

  • Собственный ад



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи