Ноя
10

49. Пришвин М.М. о тв-ве («О творческом поведении»)




  • Произведения Эшрефа Шемьи-заде

  • Безымянный 6685


  • 49.

    Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую жизнь (умер на 81 году), но за перо взялся только в 30 лет. Он жил для того, чтобы понять жизнь – свою и всего живого – понять и передать нам свой понимание, слово нельзя отделять от его бытия (верил в его всемогущество). Слово у Пришвина было его рабочее дело и одновременно вся жизнь его. На старости лет он представлял себя верблюдом, долго, тяжко и терпеливо переходящим безводную пустыню – он относился к своей поэзии, своему слову, как верблюд к воде.

    Слово его было на редкость свободно и в то же время послушно жизни: «ПИШУ, КАК ЖИВУ». «Искусство как образ поведения» - такую книгу хотел он написать, но смерть помешала.

    Тв-во Пришвина – движение самой жизни в ее самосознании; художник является как бы орудием или органом жизни, она сама его создала для нас, чтобы показать нам свое разнообразие, скрытый свет и смысл.   

    Всякое живое существо говорит о себе не только словами, но и формой своего поведения в жизни - никто не безмолвствует.

    Талант – это способность делать больше, чем нужно только себе, и счастье не в том, что у тебя есть какой-то талант, а в том, что ты сам нашел его в себе и стал им управлять, как человек управляет природой.

    Талант - это природа, а мастерство - человеческая способность преобразования, или творчество.

    Надо уберечь детей наших от соблазна мастерить произведения искусства и печь их, как печет повар блины, - сотнями на одной сковороде. Для каждого своего блина артист должен готовить новую сковороду. Каждое новое произведение искусства требует для себя новой формы. Так, настоящий актер трепещет выходя на сцену в старой роли, художник не может в точности скопировать свою картину, Рафаэль и Рембрандт существуют в одном экземпляре, Лев Толстой сам не может точно переписать свою рукопись.

    Основной материей таланта является чувство современности. Некоторые называют современным то, что держится минутку на поверхности дня и потом навсегда исчезает. И типа чем ближе чел к этой минутке, тем он современнее. Некоторые, напротив, понимают дни нашей жизни как море: на поверхности ходят волны, а в глубине тишина, поэтому из глубины можно видеть проходящие волны. Человеком, по мнению таких людей, можно назвать только того, кто смотрит на проходящие волны из глубины своего дня.

    Современность, по мнению Пришвина, это что-то вроде суда или проверки каждого из нас на живого человека: «живой он живет или мертвый показывается». Мертвые живут по часам, заменяя всю жизнь счетом (время-деньги), а живые определяют свою жизнь каким-либо поступком:  декабристы шли на виселицу, Пушкин заключал себя в слово и в нем встречал свою современность.

    Секрет и сердце поэзии - чувство современности,  т.е. не люди проходят со временем, а сами они делают это время.

    Психология писателя такова, что нет возможности удовлетворить себя сделанным, все, что позади, уже «не твое» и кажется несовершенным. Совершенству нет предела.

    Стремление упростить фразу, сжать слова, чтобы они стали сухими, но взрывались, как порох.

    Всякое великое произведение искусства содержит, кроме всего, исповедь художника в том, как он, достигая правды своей картины, преодолел в себе давление жизненной лжи.

    Секрет всех художников, побеждающих время в том, что они «видят не вперед» (не являются провидцами времени), а видят здесь, возле себя самого, и этого хватает им надолго. К таким художникам Пришвин относил, в частности, Шекспира.

    Себя в себе нельзя увидать и, чтобы увидать себя, надо смотреть на другого à Поведение писателя - это его дорога к другу, мастерство же должно состоять в том, как бы найти ему такую форму, чтобы читатель видел в героях не самого писателя, а самого себя.

    Имя писателя растет, когда вещи его растут и поднимают имя над собой. Если же вещи чередой идут, не поднимаясь, то имя остается подписью, не поднимаясь.

    В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

    Вот что еще писал Пришвин о творческом поведении: «Творческое поведение я понимаю как усилие в поисках своего места в общем человеческом деле и как долг в этом общем деле оставаться самим собой. Мне всегда казалось, что каждый человек, если добьется такого своего места в жизни, приносит для всех что-то новое, небывалое…в этом и есть тв-во».

    - Как не чувствуешь своего голоса, записанного на пластинку, так сам и своего таланта не чувствуешь. Его чувствуют другие.

    Пример интересный : типа в одном селе жил-был рыбак. И вот мужику охрененно повезло – поймал он вот такуууую здоровенную щуку. Ну в селе все – АХ! Вот счастье-то! Ну облепили его все, давай спрашивать: «Ты как это ее вытащил?». А он, не растерялся, да как скажет им: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Мораль:  без особого личного усилия в море искусства не вытащишь свою золотую рыбку!

     


  • Произведения Эшрефа Шемьи-заде

  • Безымянный 6685



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи