Ноя
10

А как же конкуренция и свободная торговля?




  • Прага. Туристическая мекка.

  • Измайлово.


  • И опять обращаюсь к Истории Венецианской республики Джона Норвича

    Помнится, идеи конкуренции, свободной торговли, частной инициативы были очень популярны во время развала (или завала?) Советского Союза. Это было нечто вроде веры: вот выпусти конкуренцию на волю, и наступит щасте... Гайдар так и говорил: я не знаю, откуда возмутся товары, но если мы отпустим цены и госконтроль, то прилавки наполнятся... Исчезнут ко всем прочим благам сразу голодные рты чиновников... И было это как-то очевидно на фоне гниющей системы... Адам Смит казался непререкаемым авторитетом...

    Потом пошли разные тревожные звоночки. Самые крайние про то, что Запад убивает наши огромные корпорации, чтобы расчистить рынок для себя.

    Я в данном посте не высказываю свою позицию к двум крайним моделям, я лишь привожу пример Венеции. Этот отрывок хорошо иллюстрирует все выгоды и недостатки огосударствления промышленности и торговли. Ну и само собой разумеется, просто поразительно, что республика, которая у многих ассоциируется с символом свободы предпринимательства, сделала то, что сделала. И может быть, этот путь привел к тому, что она не смогла ответить на вызовы своего времени? Я имею ввиду открытие новых торговых путей, революцию в кораблестроении и т.п.?

    Итак, Джон Норвич, История Венецианской республики

    "Торговому государству оставался только один путь для развития, и к 1400 году дни частных предприятий были сочтены. Все торговые галеры строились в Арсенале и были государственной собственностью, республика объявила монополию на большинство товаров и торговых маршрутов. Те корабли, что еще оставались в частной собственности, соответствовали жестким ограничениям, наложенным сенатом. Польза от таких мер была очевидной — все суда, даже корабли сопровождения, были надежно сертифицированы, в случае шторма на них можно было полагаться, скорость их движения и сроки прибытия можно было точно рассчитать, в агентствах точно знали количество товара под загрузку и могли его подготовить заранее. Вовремя и в нужном объеме готовился запас для военных кораблей сопровождения. К концу XIV века обычно отправлялось шесть торговых конвоев в год, каждый состоял из 500 кораблей, иногда бывало больше. Каждый шел по определенному маршруту и в определенные сроки. Большая часть судов была государственной, к командованию ими допускались только представители благородных семейств, выигравшие аукцион. Каждый купец и каждый капитан, не важно, владелец или арендатор, строго выполнял требования сената и обязан был поддерживать «честь святого Марка».

    Как всегда, повышение общественного благосостояния привело к повышению цен. За сто лет до этого цены в Венеции считались самыми низкими по Европе. Но не теперь. Не только потому, что приходилось содержать Арсенал с его 16 000 рабочих. Содержание государственного аппарата, состоящего из многочисленных гражданских служб, адвокатов, нотариусов, счетоводов, не говоря уже о целой армии сборщиков налогов, известных своей дотошностью, — все это обходилось республике недешево. Поощрялось мелкое предпринимательство. Если у предпринимателя не хватало средств, покупателей или кораблей, он по праву венецианского гражданства мог требовать места в государственном конвое, если его устраивали маршруты и сроки его следования. Но крупным, старым купеческим предприятиям, таким как у семейства Поло, места в экономике не оставалось."

    Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


  • Прага. Туристическая мекка.

  • Измайлово.



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи