Ноя
11

Античное стекло в собрании Эрмитажа




  • I wish I was dead

  • Заметка о счастье)))))))))))



  • Стеклянная феерия.

    12 октября 2010 г. - 16 января 2011 г.

    В Пикетном зале Зимнего дворца открылась выставка стеклянных изделий античного времени. На экспозиции представлено более 250 наиболее ценных и интересных экспонатов из эрмитажного собрания античного стекла, насчитывающего не одну тысячу предметов. Многие из них впервые представлены широкой публике.

     

    Ранние античные изделия VI-V веков до нашей эры представляли собой, главным образом, миниатюрные флаконы для благовоний и создавались из непрозрачного стекла. Такое же стекло производилось на Древнем Востоке - в Месопотамии и Египте - ещё во II тысячелетии до нашей эры. Оттуда же была заимствована и так называемая техника сердечника. Её суть заключалась в том, что на металлический прут надевали впоследствии удалявшийся сердечник - глиняную болванку в форме будущего сосуда, на которую накручивали жгуты горячего стекла. Соединяясь, они создавали его стенки, украшавшиеся зигзагообразными орнаментами из жёлтых, бирюзовых и белых стеклянных нитей.

    Подражание формам сосудов из драгоценных металлов привело к применению в стеклоделии техники литья в форме. Остывшую отливку с помощью полировки и резьбы деталей украшавших её орнаментов превращали в изысканное произведение искусства. Прекрасной иллюстрацией этого вида стеклоделия служит уникальное произведение мастера из Александрии: литая чаша (III-II век до нашей эры) с ажурным орнаментом из золотой фольги, заключённым между двумя слоями бесцветного стекла. Одна из витрин выставки целиком отдана стеклянным геммам. Среди них выделяется золотой перстень со вставкой синего стекла (середина IV века до нашей эры), исполненный в той же технике, что и александрийская чаша. Её украшает двухстороннее изображение из золотой фольги: на одной стороне - морское чудовище, плывущее в окружении рыб и дельфинов, на другой - два танцующих варвара в остроконечных шапках и коротких хитонах. Здесь же выставлена целая коллекция фалер.

    К высшим достижениям искусства античного стеклоделия относятся редчайшие памятники миниатюрной скульптуры. Эрмитаж гордится одним из них: стеклянной женской головкой высотой всего в 3,5 сантиметра. Специалисты атрибутировали головку из голубого стекла как портрет императрицы Ливии, супруги римского императора Августа.

    В период с I века до нашей эры по I век нашей эры переживает свой расцвет мозаичная техника. Требовавшая от мастеров подлинной виртуозности, заимствованная впоследствии знаменитыми венецианскими стеклоделами, она позволяла создавать предметы, подражавшие изделиям из полудрагоценных камней, яшмы и агата, но превосходящие их по разнообразию и насыщенности цветовой гаммы. В украшении иногда применялась золотая фольга, что придавало им особую нарядность.

    В середине I века до нашей эры произошёл коренной переворот в стеклоделии. Тогда в Сирии была изобретена выдувная трубка, с помощью которой стеклянный пузырь, полученный из горячей заготовки, благодаря вдуванию в неё воздуха, превращали в кувшины, бутыли, стаканы и другую посуду. С появлением такого инструмента появилась возможность в полной мере воспользоваться особым свойством стекла: его прозрачностью, позволяющей пропускать солнечные лучи.

    Мастера не только научились создавать предметы из тончайшего стекла, такого, что в руках оно кажется почти невесомым, но и окрашивать его в чистые и глубокие цвета с помощью окислов разных металлов. Иногда стеклодувы обыгрывали контраст прозрачного фона с рисунком, нанесенным непрозрачными эмалевыми красками. Великолепный образец - представленная на выставке амфора из ярко-зелёного стекла, поверхность которой покрывает роспись: растительный орнамент из побегов с листьями винограда и плюща, с сидящими на них птицами. Сочетание зелёного, голубого, жёлтого, красного и белого цветов придают особую живописность этому изысканному по пропорциям произведению, вышедшему из мастерской Северной Италии.

    Сирийские мастерские в I веке специализировались на выдувании в форме, негативной разборной матрице из глины или камня. Такой способ позволял создавать целые серии одинаковых сосудов, отличающихся цветом или деталями, дорабатывавшимися вручную: венчиками, ножками, ручками.

    С внедрением техники свободного выдувания, значительно упростившей и ускорившей процесс производства, стеклоделие быстро распространилось по античному миру. Хотя основные центры стеклоделия находились в Восточном Средиземноморье, оно успешно развивалось и в Италии, и в западных провинциях Римской империи - Галлии и Германии, и в Северном Причерноморье. На выставке на специальной карте можно увидеть места, где были обнаружены остатки мастерских древних стеклодувов.

    Последний раздел выставки (две витрины в центре) включает изделия из бронзы, глины и серебра. Он показывает, насколько свободно античные стеклоделы пользовались богатым арсеналом форм, изобретенных греческими гончарами и торевтами. Иногда такое заимствование происходило сразу после появления какой-либо формы среди изделий из глины или металла, которая копировалось очень точно. Традиционные формы, воплощенные в стекле, часто в миниатюрных размерах, обретают своеобразие, одновременно демонстрируя общие эстетические предпочтения в творчестве античных мастеров художественных ремёсел.

    Взято с с Сайта Эрмитажа.

     

     

        

















  • I wish I was dead

  • Заметка о счастье)))))))))))



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи