Ноя
11

China Mieville - Kraken




  • Пряности и специи

  • Безымянный 6685


  • В начале своей карьеры Чайна Мьевиль прославился тем, что заявил во всеуслышание: "Толкиен - чирей на заднице мировой литературы". С этого момента неистовый британский писатель-анархист ни на миг не изменил своим принципам - опрокидывать, ниспровергать, шиворот-навыворот выворачивать уютные, устоявшиеся жанры, поджанры и тропы литературы.

    В мире "Кракена" Лондон населён множеством магов, колдунов и чародеев - только каждый маг подлее, безумнее и, в конечном счёте, бесполезнее следующего. В мире "Кракена" в полиции есть отдел расследования паранормальных преступлений, но что может сделать горстка обычных людей против пиромантов, ересиархов и паранормальных убийц? Пророчества здесь исполняются в основном оттого, что этого очень ждут все, кто ознакомлен с ними. У каждой магической секты своя собственная версия апокалипсиса - и все они в назначенное время исполняются, если только не помешают соседи, не разделяющие ваши взгляды на эсхатологию. Фамилиары магов - големы, разумные птицы, крысы и египетские статуэтки-шабти - здесь устраивают забастовки с требованием справедливой зарплаты и 8-часового рабочего дня, а фазеры из Стар Трека, в лучших традициях Антона Павловича, в третьем акте вполне себе стреляют. Ну а что есть кракен - могущественное божество из глубин океанов или просто моллюск, заспиртованный в склянке в зоологическом музее - это автор, конечно, знает, но вам не скажет до последней страницы.

    Писательский уровень Мьевиля семимильными шагами возрастает от книги к книге. В «Кракене» он уже вплотную приблизился к корифеям современной британской литературы, порой напоминая Анжелу Картер, иногда – Кадзуо Исигуро, местами забредая на территорию Клайва Баркера. Иногда видно, как за плечом Чайны в бороду ухмыляется М. Джон Харрисон и в усы – Джин Вулф. Но в первую очередь голос Мьевиля всегда его собственный – поэтичный, барочный, ироничный и немного печальный ­голос литератора-революционера, который пришёл разрушить старый жанр, а на его руинах то ли построить новый, то ли просто сплясать.

    "Кракен" - книга, обречённая на долгие годы ненависти со стороны поклонников уютного жанра городского фэнтези, и в то же время - лучшее на сегодняшний день произведение маэстро. Как Алан Мур подвёл черту под комисками о супергероях своими "Часовыми", как Умберто Эко закрыл тему тайных обществ своим "Маятником Фуко" (хотя различные дэны брауны и по сей день, не осознавая того, занимаются мертволожеством на этом кладбище жанра), так и Мьевиль предельно жёстко и даже цинично деконструировал излюбленную тему фэнтези последней пары десятилетий - "магический мир, невидимый для обывателей, рядом и вокруг нас".

    Точка поставлена, господа. Хогвартс закрыт, дозоры распущены, эльфы 80 уровня надёжно водворены в палату с мягкими стенами, а может, и вообще никогда не существовали. И это хорошо.


  • Пряности и специи

  • Безымянный 6685



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи