Ноя
11

Что можно взять из опыта возрождения исламского мира. Часть 3.3




  • Произведения Эшрефа Шемьи-заде

  • часть 4


    1. Активное использование образа «иных» для объединения.

      С понятием «цивилизация» и «народ» всегда тесно связано понятие «значимого иного» - другой цивилизации или другого народа, с которым сравнивают мировоззренческие установки, отношение к человеку, тип хозяйства... Более того, сами понятия «цивиизация» и «народ» - сопоставительные. В качестве «иного», с которым себя сравнивают, выступают цивилизации, которые напряую влияют на образ жизни и быт своей цивилизации. Это те народы и цивилизации, с представителями которых есть многочисленные повседневные контакты достаточно большого числа «простых» своих людей или значительной части своей элиты. Наибольшее влияние оказывают народы и цивилизации, от которых исходит угроза изменения генотипа и мировоззрения своего народа. Тем более значимым становится та цивилизация, от которой исходит угроза самому физическому существованию собственной цивилизации.

      Формами «давления» другого значимого народа может быть явная военная угроза, исходящая от него, или ведущаяся им информационно-психологическая война. В качестве значимого иного для всех мировых цивилизаций является Запад. Его эспансия в течении вот уже четырёхсот лет заставляет их модернизироваться или закрываться от него. И для «Братьев-мусульман» первой задачей было вырваться из удавки Запада.

      И на историю нашей страны постоянная культурная и прямая военная угроза Запада оказала сильнейшее влияние. Реформы Петра I, Отечественная война с Наполеоном, Великая октябрьская революция 1917 года, форсированная сталинская модернизация, Великая Отечественная война — всё это было ответом на угрозы Западной цивилизации.

      Но даже простое близкое сосуществование и ежедневные контакты на бытовом уровне заставляют сравнивать себя с этим народом. Например, большие этнические общности китайцев на Дальнем Востоке невольно оказывают влияние на коренных жителей нашей страны.

      Поэтому необходимо выделить и сформулировать основные черты своей цивилизации, народа. Ясно и чётко сказать, чем мы отличаемся от других. Решить, какие черты и особенности мы ни при каких условиях не можем заменить на иноземные. Эта работа по факту уже выполнена и в научном ключе (Данилевский, С.Г.Кара-Мурза), и в художественном (Тютчев, Есенин), и в религиозном (старообрядчество). Основная задача стоит — донести до большинства людей это в понятном и чётком виде, на понятном языке. 


  • Произведения Эшрефа Шемьи-заде

  • часть 4



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи