Ноя
10

Что учить в школе




  • Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. Глеб Архангельский

  • Об НЛП и как ему учить


  • Непонимание нужности достаточно простых, традиционных навыков вроде арифметики, часто проявлается вот таким классическим образом:
    "А так уж ли это и страшно? В конце концов калькулятор всегда под рукой, так что у большинства населения не возникает необходимости проводить вычисления в уме."

    Как я уже писал, одной из важнейших действительных (в отличии от декларируемых) задач образования является умение быстрой фильтрации заведомо неверных решений. Поясню это на простом примере.

    Научить нажимать кнопки на калькуляторе можно, наверное, и обезьяну. Проблема в том что нередко человек считающий на калькуляторе будет по ошибке нажимать неправильную кнопку, и получать неправильный результат. Для того чтобы эти ошибки не приводили к серьёзным последствиям, над автоматическими вычислениями нужен "ручной контроль", в уме, по порядку величины. То есть, если человек перемножал на калькуляторе 39.95 и 27 и в результате получил, скажем, 12.666, у него в голове должно мгновенно сработать "эээ... чего-то не так, надо пересчитать". Вовсе не обязательно обладать чудесной способностью делать подобные вычисления точно и быстрее калькулятора. Но нужно иметь представление что произведение этих чисел должно в итоге давать "что-то около тысячи", и если результат сильно отличается от этой величины, то в нём ошибка и нужно повторить вычисления.

    Часто не замечая этого, нормальный человек сталкивается с подобными проблемами много раз в день. Важнейшими навыками учёного, прикладника, инженера, менеджера является именно быстрое прокручивание разнообразных вариантов, способов, решений и быстрая фильтрация заведомо неверного, нереалистичного. Проблема уточнения, детализации "правильного" решения как правило вторична - для этого и есть калькуляторы и формулы. Образование, эрудиция - это в первую очередь не запоминание формул или точных дат. Это на 90% "обозначение границ возможного", и фильтрация всевозможной чуши - условно говоря чертей с хвостами, "философских камней", "змеиного масла" и т.д. И такие базисные навыки как арифметика, решение простых но практических задач, очень хорошо способствует этому - намного больше чем, например, взятие тысяч экзотических неопределённых интегралов - действительно, искусству с очень ограниченным применением.

    http://neznaika-nalune.livejournal.com/476872.html

    Про образование.
    Все набросились на Фурсенко и Садовничего за эти высказывания , в которых они призывают отменить высшую математику в школах.

    Набросились все только потому, что сами ни черта про преподавание математики в школах и вузах не знают. А если ни черта не знаешь, то, конечно, очень просто увидеть в высказывании министра желание упростить школьную программу и "поспособствовать одебиливанию нации", что и спешат заявить эти люди. Патриоты, что с них взять.

    Министр знает уж как-нибудь побольше этих людей и, безусловно, прав. То есть когда он неделю назад заявил, что "гуманитарные специальности не обеспечивают нормальные рабочие места и их избыток является дорогой в никуда", то он не совсем прав. А насчет математики в школах прав. Попробую объяснить почему.

    Очевидно, что министр предлагает убрать из школьной программы такие элементы как интегралы и пределы. Может быть, еще он имеет в виду производные, но производные в любом случае детям на физике расскажут. И естественно, это все из школьной программы по математике нужно убрать! Дело ж в том, что ПИП (пределы - интегралы - производные) нафиг не нужны школьникам, которые выбирают гуманитарную специальность. Ну, не применяются эти вещи в обиходе. А если говорить о школьниках, которые выберут технические специальности, то их все равно научат высшей математике в вузах.

    Подавляющее большинство моих сокурсников по МФТИ не проходили в школе высшую математику. Для них пределы и всякие сложные интегралы на 1-ом курсе были в новинку. А вместо этого на уроках математики они занимались гораздо более полезными вещами, чем тупой подсчет производных - решением текстовых задач, олимпиад, логических задач, задач на проценты, задач с параметрами и других вещей, которые действительно развивают мозг человека, а не являются инструментом науки, как производные, пределы и интегралы.

    А я, к сожалению, последние полтора года изучал именно то, чему меня научили в МФТИ за один семестр. Ощущение потерянного времени было. И совсем не в вузе, где это проходилось гораздо глубже и интенсивнее. А в школе.

    Существует одна проблема - чтобы глубже изучать не высшую математику, а другие, более полезные на данной стадии обучения сферы математики, нужны учителя. Учителя, которые смогут предлагать действительно развивающие задания. Я же полагаю, что сейчас высшая математика введена в школьную программу именно из-за того, что не хватает учителей, которые могут решать с учениками сложные примеры из алгебры или геометрические задачи. А высшая математика она механическая, относительно простая. Ее все учителя знают, потому что учили в вузах, навыки у них есть, ничего дополнительно придумывать не надо - вот и считают дети производные с пределами, не понимая что за ними стоит. В итоге гуманитарии об этом благополучно забывают сразу же после сдачи математики в 11 классе, а технари более глубоко познают в ВУЗе.

    Лучше, чтобы каждый умел сосчитать 7% от 7 или решить задачу типа: "одна труба заполняет бассейн за полчаса, другая за 15 минут, за сколько они заполнят бассейн вместе?", чем думал, что производная - это штришок на буковкой, а интеграл - это такая смешная закорючка.

    http://users.livejournal.com/_iks/559941.html

    Танцы с интегралами
    Если отвлечься от некоторых глупых и косноязычных фраз, которые уже стали предметом насмешек , по существу Фурсенко прав.

    Хорошо, кстати, написал по этому поводу Женя _iks.

    Добавлю ещё. Дело конечно не в том что "высшая математика убивает креативность", а в том что есть более эффективные способы дать школьнику действительно нужные, практичные знания по математике, без дифференциального и интегрального исчисления. И если уж вводить в школе основы высшей математики, то это надо надо начинать скорее в курсе физики - на примере ускорение/скорость/путь (нагляднее ничего не придумаешь).

    Средний школьник должен вынести из школьного курса не набор заученных формул и правил, которые он плохо понял и вскоре забудет, а скорее основы математической культуры. Под этим я понимаю, например, такие вещи как простую геометрию (скажем, умение быстро оценить периметр и площадь круга по диаметру, длину диагонали и т.д.), хорошо ориентироваться с процентами, минимальное понятие о вероятности и статистике - например, то что если пять раз подряд выпала "решка", это не значит что он а "наверняка" выпадет и в шестой раз, а вероятность её равна всё тем же 50%, или то что по двум точкам сильно флуктуирующей величины тероетически можно провести прямую, но делать это не стоит - вот это (и многое другое) и составляет минимальную культуру, а не формальные знания.

    Вообще долгосрочный сухой остаток от образования и опыта заключается не в багаже формул и теорем с доказательствами, а главным образом в двух вещах:
    а) умении быстро найти нужную информацию - в книгах, в интернете и т.д. - "знать где лежит"
    б) умении быстро отсекать заведомо неверные решения - "проверка на вшивость"

    Остальное, как говорится, дело вкуса.







  • Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. Глеб Архангельский

  • Об НЛП и как ему учить



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи