Ноя
11

Дай(大)Гаку(学)、или особенности японского университета.




  • Формы лица

  • Произведения Эшрефа Шемьи-заде


  • Для обозначения Токийский университет - самый старый и самый престижныйуниверситета и в Японии, и в Китае используется одинаковое сочетание иероглифов “大学”, в котором “” означает «большой»,  а “” – «учеба». «Большая учеба» в ее сегодняшнем виде была импортирована в Японию и Китай в конце XIX века. До этого существовали конфуцианские академии и центры изучения западной науки, однако там изучался узкий набор предметов и по уровню исследований и регулярности обучения эти школы едва ли можно сопоставить с университетами. Во второй половине XIX века Япония и Китай, осознав свое отставание в научно-техническом развитии, начинают активно приглашать иностранных ученых и отправлять своих студентов за рубеж. Именно эти специалисты и стали основателями первых университетов.

    Однако дальше пути развития двух систем образования расходятся. Япония за последующие 30-40 лет совершает огромный скачок, до сих пор поражающий иностранных исследователей.  Японские императорские университеты становятся центрами японской, а во второй половине XX века, мировой науки. Создается система с  лидирующими национальными университетами в Токио, Осаке, Киото, Кюсю и Хоккайдо, престижными, конкурирующими с национальными по престижности и научным достижениям, частными университетами Васеда, Кейо и София. В то же время, большая часть японских университетов – это среднего уровня частные вузы (около 70%). Стандарты обучения в них намного ниже, а требования к студентам и абитуриентам зачастую определяются рыночными принципами.

    В целом, влияние финансовой составляющей на высшее образование в Японии  весьма ощутимо. Платить в Японии приходится не только за учебу, но и за попытку сдачи вступительного экзамена. После этого для зачисления необходимо заплатить значительную сумму в качестве вступительного взноса.  Плата в национальных университетах намного меньше, чем в частных.

    Стоит ли говорить о том, что после приема студентов в вуз, университет крайне не заинтересован в их отчислении. Поэтому требования к японским студентам весьма невысоки. Для многих учеба в университете – это своеобразная передышка между двумя-тремя годами подготовительного кошмара и вступлением в трудовую жизнь. Как отметил один журналист, «студенты японских вузов в основном специализируются не на науке, а на теннисе». Университетские спортивные клубы, в которых занимается большинство студентов, бескомпромиссно проводят каждый день тренировки по 3-4 часа (в японских вузах редко задают большие домашние задания). Японцы подчеркивают, что в университете важна не только учеба, но и разного рода «социальный опыт» и «студенческая жизнь».

    Однако применить подобное описание ко всему японскому высшему образованию было бы крайне необъективно. Подобную ситуацию можно наблюдать во многих частных вузах, на гуманитарных факультетах, в бакалавриате. На технических факультетах и  в магистратуре дело обстоит совсем иначе. Студенты часто проводят в лабораториях по 5-7 часов день, занимаясь опытами и их обсуждением с научными руководителями. Магистратура тоже воспринимается уже как этап «взрослой» жизни, и требования к учащимся там намного выше. Кроме того, многие японские профессора технических факультетов устраивают своих студентов на работу в хорошие исследовательские центры больших корпораций, поэтому важно трудиться и иметь хорошие отношения с преподавателями.  

    В японских университетах не принято придавать значение оценкам. Часто преподаватели ставят всем, кто ходил на лекции, отметку «В» (эквивалент российской оценки «хорошо»), независимо от их успехов в течение семестра и качества итоговой работы. Потому что в отсутствие объективных на сто процентов критериев оценки, например, реферата, японские профессора предпочитают поставить всем одинаковую оценку и никого не выделять. Кому-то это помогает учиться, не прилагая особых усилий, у кого-то это снижает мотивацию. Всеяпонская истина о том, что «выступающий гвоздь забивают», проникла и в систему высшего образования, освободив студентов от излишнего давления и дав им возможность для гармоничного социального и интеллектуального развития. 


  • Формы лица

  • Произведения Эшрефа Шемьи-заде



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи