Ноя
10

De profundis… (C)




  • Безымянный 27625

  • Милые кости


  • Оригинал взят у [info]gekelberefin в De profundis... (C)

    Оригинал взят у [info]mondios в De profundis...
    Никогда не понимал стремление христиан, Церкви, духовенства к тому, чтобы завладеть миром — то есть доказать всем высоту и благонадёжность христианских ценностей, создать эффективные институты, в которых эта высота и благонадёжность явлены миру и почтены вниманием публики, явить обществу некий критерий морали и права, делающий всех счастливыми и «спасёнными» — от президента до последнего дворника, ну и занять в этом обществе некое почётное положение, соответствующее внесённому моральному «вкладу». Короче, я не верю ни в какие «социальные концепции». Их просто нет и не может быть по природе – как по природе мира, к которому их обращают, ибо мир организуется конституционным законом, который обеспечивает (и слава Богу!) свободу для любого мнения и любого верования, так и по природе Церкви, в определение которой входит наиболее мощный антисоциальный лозунг за всю историю человечества: «Не любите мира, ни всего что в мире».

    В чём тут проблема? Поясню: общество (социальная среда) имеет тенденцию к самоорганизации. Самоорганизация происходит на основе взаимного договора. А договор — это когда Петя говорит Васе: «ты меня не трогай, и я тебя не трону». Весь смысл социальных институтов, собственно говоря, заключается в том, чтобы благополучно существовать в этом мире, или лучше сказать — сосуществовать. В этом смысл общественной морали и права, и никакого другого смысла у них нет. Государство и право нужны только ради того, чтобы обеспечить гражданам безопасное земное существование. Евангелие же говорит о вещах противоположных: оно говорит о том, что эта жизнь — лишь подготовка к вечности, сама по себе она не имеет ценности, а вечность, которая есть Царство Божие, — это истинное место человеческой природы. Христос намеренно противопоставляет мир и Царство Божие: с точки зрения Евангелия они несовместимы. «Мир во зле лежит» и «его князь — дьявол». Вечность достигается силой и подвигом. «Человеку это невозможно, а возможно только Богу». Поэтому Христос создаёт новую реальность — Церковь: вступая в Церковь, человек отрекается от мира и его законов и начинает жить по иному закону — закону вечности. Эти два института — Церковь и мир — существуют не параллельно, а потому и не могут «взаимодействовать». Они существуют по подобию муки и дрожжей: когда в муку бросают дрожжи и те начинают бродить, мука меняет свою сущность и становится тестом — неким иным продуктом. Точно так же и Церковь существует в мире: она преображает общество, делая из него Церковь. По-другому просто не бывает. И когда христиане с умным видом начинают объяснять, каковы взаимоотношения Церкви и общества, то я всегда теряюсь, поскольку каждый раз слышу нечто отличное от того, что Христос объясняет на каждой странице Евангелий.

    Один мой друг как-то сказал, что, возможно, Христос столько обличал фарисеев не ради их самих, а ради того, чтобы обличить будущих христиан. В самом деле, никто так усердно не трудился над разрушением смысла евангельской проповеди, как христиане, которые всё время хотят совместить несовместимое. Они хотят дать миру некие ценности, благодаря которым мир якобы станет «христианским». Я не хочу напоминать, что это напрямую противоречит Евангелию, согласно которому мир никогда не станет христианским, я хочу указать только на те мотивы, которые просматриваются в таком подходе. А мотивы эти, как мне кажется, весьма просты: они состоят в том, чтобы совместить благополучное пребывание на земле с благополучным пребыванием в вечности. Идея такова: ты здесь придерживайся определённых идей и моральных норм, и тогда мы признаем, что ты угоден Богу. Ну то есть точно как в притче: «Пощусь трикраты в неделю, десятую часть имения моего даю нищим…». Имея социальные гарантии для своей веры, человек, собственно говоря, достигает хорошего положения в обществе и «обеспеченности» в будущем, где за ним «зарезервировано» место на лоне Авраама. Замечательно, правда?

    Но есть другое восприятие христианского благовестия, которое далеко отстоит от поиска гарантий и благополучия. Попытка передать верующим это понимание, на мой взгляд, представляет собой главную цель общественного служения Господа нашего Иисуса Христа. Христос учит бескорыстной и самоотверженной духовной жизни, духовной жизни без оглядки назад. «Положивший руку на плуг и озирающийся назад неблагонадёжен для Царствия Божия!» Слова Христа в Евангелии каждый раз обжигают, как огнём, непримиримостью и максимализмом. Это не юношеский неофитский максимализм — это максимализм Бога, совершившего ради человека то, что невозможно представить, будучи в здравом уме и имея ясный рассудок: воплощение, распятие, смерть и воскресение.

    Когда человек откликается на зов вечности, он вступает в область духовной жизни. А духовная жизнь, как ни странно, — это шаг в безысходное пространство, игра в заведомо проигрышную игру. Тем не менее в этом опыте с человеком происходит самое важное. Сначала ты еще веришь, что можешь где-то в чем-то выиграть, надеешься, борешься, преодолеваешь трудности. Но потом ты понимаешь, что ты везде и во всем проиграл. Проиграл окончательно. Я думаю, в жизни христианина этот момент — самый важный. Именно в этот момент происходит какой-то сдвиг, в результате которого рождается новый человек. Ветхий человек умирает, умирает по-настоящему, т.е. ему больно и он хочет жить. Самая главная трудность в том, что ты сам должен забить гвозди на крышке своего гроба, потому что никто этого за тебя не сделает. Ты чувствуешь по-настоящему, как теряешь кровь, как уходит все то, что ты считал ценным и важным. Человек так устроен, что он не хочет (не может) проигрывать, ему надо обязательно победить (свои страсти, немощи своей природы, тяготу обстоятельств, противоречия и т.д.), но Бог ведет христианина таким путем, что тот всегда проигрывает. И в этих проигрышах — его спасение. Осознание этого не просто, потому что оно переворачивает все наши привычные и естественные представления о жизни и мире. Христианство — это крест для разума: когда ты чувствуешь, что все у тебя благополучно, тогда ты в самом опасном положении и наиболее далек от Бога. Приобретая (покой, внутреннюю гармонию, смысл жизни, силу и твердость характера и т.д.), ты теряешь. Теряя (кровь, жизнь, самого себя), ты приобретаешь. Древняя монашеская мудрость гласит: «Отдай кровь и прими дух». Но дух — это не оплата за твой труд, не награда и не заслуга. Это дар, который ты ничем не заслужил. Ты во всем проиграл, ты оказался самым никчемным и ничтожным рабом, преступником, ты думаешь: «Все, это конец. Господи, пошли человека, чтобы он пришел и застрелил меня». И ты не можешь понять, почему именно в этот момент Бог обращает к тебе Свое лицо и говорит: «Сын мой, получи в наследие все Мое Царство и все Мое достояние!» Христианство всегда неожиданно, и главная его неожиданность — в любви Бога к человеку. Быть с Богом — это не заслуга и не результат нашей внутренней работы. Подлинная работа не есть приобретение, а оскудение. В этом смысл евангельских слов: «Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное».

    Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что вся наша жизнь (включая церковную), есть движение в противоположном направлении. Удивительно, но факт: Евангелие остается непостижимым даже для христиан. И в этом его бесконечная сила и бесконечная глубина. После этого понимаешь, что быть православным — не лучше, чем быть буддистом или язычником. Ты также далек от христианства, как любой другой человек, сколько бы ты ни прочитал книжек и ни прослушал умных лекций по богословию. Напротив, здесь ты подвержен главной опасности парадокса: все больше познавая и приобретая, ты будешь все больше и больше терять и удаляться от Бога. Хорошо, если когда-нибудь ты увидишь всю бездну своего неведения (при многих знаниях) и всю бездну своего падения (при многих добродетелях)! Это значит, что идолы рухнули и ты оказался тем, кто ты есть.

    Нищета духа — плод, созревающий в нашей жизни помимо нас самих. И в этом — главный дар Божий к нам, ибо сами мы погубили бы ту жизнь, которая процветает в нас от этой нищеты. Эта жизнь рождается в самих наших заблуждениях и проигрышах, в наших поражениях, в нашем отчаянии. И эта новая жизнь есть единственное достояние, которое останется с нами в вечности…



  • Безымянный 27625

  • Милые кости



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи