Демиу́рг (от греч.δήμος, «народ» и греч.ἔργον, «дело, ремесло, промысел» — буквально «мастер, ремесленник, творец») — изначально — название класса ремесленников в античном греческом обществе. Впоследствии словом демиург, за редким исключением, стали обозначать созидающее, творческое начало во Вселенной. Первым в таком значении его использовал Платон.
С середины XX века демиурги (во множественном числе) становятся одной из сквозных фигур философско-юмористической фантастики. Первым их ввёл в этот контекст, вероятно, Станислав Лем, создав цикл романов-притч, в которых главными действующими лицами выступают инженеры-философыТрурль и Клапауций, основная деятельность которых проходит в попытках создать совершенный мир, население которого будет счастливо. Демиурги Лема - это типичные гностические демиурги, несовершенные, ссорящиеся и часто критикуемые своими творениями. Начиная с Трурля и Клапауция, стандартной в юмористической фантастике стала пара демиургов, различающихся по своей роли в творческом процессе (возможно, есть связь с более старыми фигурами Чёрного и Рыжего клоунов).
В отечественной фантастике образ Демиурга встречается в повести братьев Стругацких "Отягощённые злом".
Во многих мифологиях демиург сливается с образом небесного бога-творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не только отдельные объекты, элементы мироздания, но космос в целом, и не только путем изготовления, но и посредством магических превращений, словесным названием предметов и другими способами. Демиург часто выступает как помощник верховного божества. Демиург сопоставим с культурным героем, большей частью добывающим предметы, ранее уже существовавшие, но удаленные, скрытые и т. д. В архаических мифологиях функции демиурга и культурного героя выполняются одним персонажем — племенным (тотемным) зооморфным и позднее антропоморфным первопредком, который зачастую действует как трикстер или в паре со своим антагонистом-трикстером. В литературе термин «демиург» применяется для обозначения мифологического персонажа, наделенного лишь функциями созидания космических объектов, природы, в отличие от культурного героя, созидающего преимущественно культуру.