Ноя
11

Философия и ланганьеры.




  • Претензия к философии

  • 58. Творчество в философии Льва Шестова.


  • О противопоставлении философии и науки.
    Метафора: Был такой фильи, снятый по произведению С. Кинга - "Затерянные во времени" В фильме герои "отстали" от настоящего и оказались свидетелями того как прошллое, место покинутое настоящим, съедалось странными существами - ланганьерами - зубастыми тварями котоые это прошлое просто физически пожирали.
    Я не очень компетентен в истории философии, но все же попробую изложить как мне эта история видится (соответственно моему уровню компетентности)
    Та вот, к прошлому философии, к тому что называется класикой, можно применить метафору из этого фильма - оно тоже пожирается (до конца пожалуй пока еще не съедено) чем то, что с позиций современного этапа развития философии воспринимается как философии чуждое.
    Это чуждое пожирающее прошлое философии есть наука.
    Несколько примеров.
    Гейзенберг рассматривая историю физики начинал ее с Фалеса, и включал в нее все содержание классической онтологиии вплоть до Канта. Досакратики, Платон, Аристотель, все новое время, согласно Гейзенбергу - физика. Действительно, разве современная теория физического вакума это не попытка рассуждать о том же, о чем пытались рассуждать досакратики? 
    Другой пример - как-то я принес своему научному руководителю проспект-план своей будущей кандидатской. В нем я написал, что одна из проблем, которой я хочу заниматься это проблема бесконечности. В качестве ключевых авторов я указал Кузанского, Бруно, Кантора, Гильберта. Руководитель возмутился "каое отношение к философии имеют Кантор и Гилбберт?". Ага, тогда какое отношение к философии имеют Бруно и Кузанский. На мой взгляд это мыслители одного порядка. Последних двухс читают философами просто по старой привычке. Философия в свое развитии оставляет за своими пределами многое и многих, кто когда-то были ее неотъемлемой частью.
    Недавно спорил с другом о том, можно ли назвать Фреге философом. Если фреге не философ - то и Аристотель тоже.
    Книга по истории универсалий, начинается все с Платона и Аристотеля, потом порфирий, схоластика, кант с гегелем, а потом - аналитика, рассел, витгенштейн, куайн и прочие. 
    Сегодня пошел в библиотеку, листал ВФ. В 2006 году там не было опубликованно ни одной статьи посвященной теоритческой классике. (максимум - парочка статей о феноменологии)
    Современная философия действительна неклассична, она ушла с того места где когда-то жила философия. То что сейчас называетсся философией - новое маргинальное явление, насчитывающие всего каких -то двести лет, но никак не две с половиной тысячи. 
    За право иметь в качестве наследства то, что может быть названно историй философии может побороться не только современна философия, но кроме науки еще например и мистика. Аристотель открыто называл Платона пифагорейцем. Даже не только неоплатонизм тяготет к мистеке, но уже сразу после платона, у всех заметных представителей средней акадкмии есть раздел в учении, что-то типа демонологии. Прошлое более менее поизвольно конструируется согласно настоящему.














  • Претензия к философии

  • 58. Творчество в философии Льва Шестова.



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи