Ноя
11

И дальше-тишина (”Илиада”)




  • Как Вы думаете, что общего у Ахиллеса и Кащея ???

  • Креатив для Прикла


  • "Я список кораблей дочел до середины"- Мандельштамовская строчка - вот это-то наконец стало понятно.
    "Мне подарили карманное издание Гомера,чтобы я мог брать его с собой" - признание юного Вертера - это-то тоже понятно.
    И поэтому даже судьба и выбор обоих понятны тоже.
    Илиада - основа литературы; она образец литературного произведения, в высшей степени художественного.Она едина и целостна;действие развивается вокруг одной сюжетной линии - линии Ахиллеса, вовлекая побочные в канву повестования постольку,поскольку они способствуют развитию действия.
    Илиада начинается гневом Ахиллеса-вот завязка;гневом Ахиллеса и управляется все ее действие:Зевс планирует сценарий развития, где устравает так, чтобы присутствие Ахиллеса понадобилось в самый решающий момент, - начиная лжепророческим сном Агамемнона и заканчивая смертью Патрокла.
    Тем не менее,Ахиллес не единственный герой Илиады.Есть те,кто вступает с ним в непосредственный контакт и побуждает его к действиям(а поэма таким образом развивается),-Агамемнон,разозливший героя, Патрокл, чью смерть Ахиллес оплакивает, Гектор, предсказавший Ахиллесу смерть.Но есть и те,с кем Ахиллес прямо не связан.Это смелый Диомед;многоумный Одиссей;оба Аякса, да и многие другие.Да,безусловно,они действуют,но действуют по "Зевсовой воле",толчок к проявлению которой дал Ахиллес.Их подвиги вызваны необходимостью действия,нежели свободной волей.Диомед- храбрый боец,но он должен убивать своих врагов,иначе убьют его.Одиссей-хитроумный воин,но он должен увещевать своих противников искусными речами,чтобы не быть подавленным и побежденным чужой волей. Многие воины храбры и сильны,но боги посылают им вдохновение,отвагу и стремление биться.
    Ахиллес действует по своей собственной воле.По своей воле он гневается;по своей воле он бросает войско и просит через Фемиду об отмщении.Ахиллес совершает выбор.Уже относительно к этому можно говорить о конфликте - хотя бы о конфликте между двумя возможными вариантами. Покориться Агамемнону - и потерять честь, или восстать против Агамемнона-и не сражаться рядом с ним. Этот выбор влечет за собой цепь последующих: помочь своим собратьям,нуждающимся в нем,- и Агамемнону; и не помочь Агамемнону - и бросить соратников,которые терпят бедственное положение.Изэтого- новый выбор: отмстить за смерть Патрокла - и умереть,ибо Ахиллес умрет сразу же после смерти Гектора,но умрет прославленным - или удалиться домой и прожить безвестную жизнь. Снова - новый выбор:надругаться над Гектором - и удовлетворить чувство мести-или отдать его тело Приаму, смягчив гнев милосердием,которое пылкому Ахиллесу столь трудно испытывать.
    Выборы Ахиллеса не всегда правильны.Все они ведут к его неизбежному концу.Но выбирая,Ахиллес ведет себя не как инструмент,послушный божьей воле,но как человек сознательный,могущий определять и взвешивать свои решения.Ахиллес сам выбирает свой конец.Вопрос "быть или не быть" - отчасти ахиллесов, разве что герой решает быть так,как он желает вместо того,чтобы быть подвластным чьей-то воле-не быть.
    Свободную волю наравне с Ахиллесом проявляют только боги: они есть. В то же время, боги точно так же ошибаются: их решения не всегда идеально выверены и порой ведут к неурядицам и скандалам. Гера обманывает Зевса,Афина строит козни против Афродиты...Боги ведут себя, как люди.Но они,в гомеровском восприятии,занимают вышний "ярус" сложного,многоступенчатого целостного мира поэмы.
    Мир Илиады действительно сложен,но един,а не раздроблен.Он действует слаженно,в едином темпе и ритме:происходящее "вверху" находит отклик "внизу",и наоборот.Боги управляют Троянской войной и людьми-храбрыми,умными,достойными людьми-которые тем не менее подчиняются внушенным извне порывам,ибо не могут иначе.Только Ахиллес выходит из-под их контроля:Ахиллес сам думает и контролирует свою жизнь.Это приводит его к смерти,но к смерти сознательно выбранной,к смерти сознательного,свободного человека.
    Только свободный выбор Ахиллеса провоцирует конец Троянской войны,ведя к неизбежной цепи событий,которые завершают военные действия,убирают лишние фигуры,сворачивают занавес.Троянскую войну спровоцировал тоже выбор-неудачный выбор Париса,навязанный ему извне.Люди,поддерживаемые разными богами,десять лет убивали друг друга.И только проявление собственной воли одного из них перевело затяжные бои в кульминационную стадию,когда был определен исход.
    И так "совершалась Зевсова воля".













  • Как Вы думаете, что общего у Ахиллеса и Кащея ???

  • Креатив для Прикла



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи