Ноя
11

иконография




  • Пасхальные поздравления

  • Празднование 600-летия преставления прп.Саввы Сторожевского


  • События страстной седмицы в иконографии
    1)воскрешение Лазаря
    2 сестры Мария и Марфа(Спаситель,позади апостолы,справа пещера,Мария,Марфа склоняются к ногам.
    2)Вход Господень в Иерусалим
    иисус на осле, за ним ученики, на встречу люди, за спинами город. Обязательно дети, иногда внизу две детские фигурки (с занозой в ступне), пришло из византии бытовая сценка.
    3)великий четверг - пасхальная вечеря
    все иудеи вечером собирались на трапезу, вспоминая спасение из египетскогоп лена, христот соблюдал религиозные обычаи своего народа
    Христос омывает ноги ученикам - мысль о бесконечной любви бога к каждому челвоеку. на этой встречи было установленно таинство причащения. Хлеб - "сие есть тело мое", вино - "сие есть кровь моя". Эта икона занимает одно из центральных мест в иконостасе - над царскими вратами. Икона имеет два варианта - 1 причащение, или 2 иллюстрация к евангелию. Сень над царскими вратами (сень 1422-27 год), из иконостаса благовещенской церкви в селе благовещенье близь загорска. Сейчас в третьяковской галлереи.
    Сцена с изображением страстей христовых, тайная вечеря и омовение ног, моление о чаще в гефсиманском саду и придание Иуды, бичевание христа, поругание христа, ведение ко христу (шествие на голгофу), восхождение на крест.
    4) Страдания (страсти) христовы - цикл икон, целование иуды, суд пилата, бичевание христа, иисус в терновом венце, несение креста, распятие.
    Завершает иконографию снятие с креста, положение во гроб. Весь цикл - либо отдельный ряд, либо клеймами в иконе "воскрешение с праздниками".
    5) Распятие - первие хрестиане изображали сцены распятия, эту казнь отменили в 5веке. Развернутый варлаей иконографии - около христа двух распятых разбойника, три женские фигуры, рядом с богоматерью (сестра, Мария Клеопова, Мария Магдалина), вверху по сторонам солнце-луна, вдали иерусалимская стена.
    Богоматерь и Иоан богослов
    тело христово пробито 4-мя гвоздями, у основания креста череп - это широко распространенная деталь распятия (голгофа - с еврейского череп), по приданию на голгофе похоронен адам, поэтому изображение черепа называет место событий.
    Древних икон воскресения - нет.
    6) Каноническая иконография воскресения - сюжет - "сошествие во ад", которая в соответствии с апокрифическим евангелием от никодима последовала сразу же за воскресением. Воскресший христос сошел в ад и вывел оттуда ветхозаветных праведником и пророков, адама и Еву. с 17 века композиция усложняется - христот над гробом в мандролле (орел с лучами) одет в хитон и гиматий, в руке крест или знамя, означающее победу над смертью.
    В расширенном варианте - анлег побивающий бесов, апостол Петр приникший к гробу, выводимые из ада грешники, поднимающиеся в рай. В раю трое - попавшие до воскресения христова - ветхозаветный пра-отец Енох, пророк Илия и благоразумный разбойник Рах, распятый на кресте одновременно с Ил. и покаявшийся перед смертью.
    7) икона страстей христовых - между господскими и богородичными праздниками (в иконостасе), от северной стены к южной.

    Чешущаяся собака - образное выражение скупоски Каифы.
    Собака, пес - неоднозначный символ или верность, или зло. По иудейскому закону - это не чистое животное, сравнение с псом крайне оскорбительно.
    Древо жизни с обнаженными повислыми корнями, которое есть суть всего бытия (соотношении с новым заветом) древо познания добра и зла (с ветхим заветом).
    Кукишь - с античных времен более чем непристойный знал угрозы и издевки.






















  • Пасхальные поздравления

  • Празднование 600-летия преставления прп.Саввы Сторожевского



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи