Ноя
11

Как я ковал нож в кузнице.




  • Музей техники Вадима Задорожного.

  • Свадьбы мира. Китай


  • http://mcwolf.info/smith/ июль 2011

    Несмотря на то, что я абсолютно не религиозный человек, я верю в то, что мир может давать какие-то подсказки человеку. Обычно для меня это несёт чисто функциональную нагрузку. Например, если я опоздал на электричку, то я говорю себе "Кришна дал мне знак, что на этой электричке ехать не стОило (слово "Кришна" в данном контексте не обозначает восьмую аватару индийского бога Вишну, а является собирательным образом). В результате вместо того, чтобы расстраиваться, я мысленно радуюсь, что мир подаёт мне знаки. Также я верю, что в среднем жизнь на 20% состоит из того, что происходит и на 80% из того, как человек на происходящее реагирует. Если у двух людей из-под носа уедет электричка, то результат - электричка уехала и изменить это нельзя, только один из них будет злиться и потом срывать плохое настроение на окружающих, а второй тихо порадуется и спокойно сядет в следующую.
    В кузницу съездить я хотел давно. Мне кажется, в кузнечном деле есть что-то, что даёт почувствовать связь с тысячами лет истории. Прирученный огонь, с помощью которого кусок металла превращается в то, что хочет человек. И, несмотря на некоторую автоматизацию процессов, основа сталась той же, что и тысячу лет назад.
    Но то работа, то какие-то мелкие дела не давали мне серьёзно заняться этой идеей. Главное - я не знал, к кому обратиться. К тому же первоочередной задачей был намечен поход в фотостудию. И вот тут Кришна сказал своё слово. Девушка спросила, можно ли устроить фотосессию с откованными ножами. Конечно же, можно и даже нужно, ответил я, немедленно попросив разузнать что нужно для поездки в кузницу.

    Оказалось, что кузнечные мастер-классы - дело совершенно обычное, устраивают даже выездные мероприятия. Большая толпа в кузнице, конечно, неудобна, но один-два человека вполне могут договориться на мастер-класс. И я, конечно же, немедленно договорился.
    Про кузнечное дело в моей голове был микс стереотипов из фильмов, где кузнецы качали меха, раздували горн, выковывали мега-меч, после чего главный герой в течение половины фильма мелко шинковал врагов и анекдотов о фестивале кузнецов "Куй с нами". Впрочем, потом оказалось, что как минимум один из фестивалей кузнецов действительно проходил под лозунгом "Куй!"

    Кузница располагалась в городе Клязьма. Точнее, на одной территории там располагалось пять кузниц, производство тротуарной плитки и даже пошив камуфляжных футболок. Кстати, весь народ в кузнице в качестве рабочей одежды был одет в камуфляжные футболки без рукавов, оказалось покупают у соседей, я немедленно зашёл посмотреть, но оказалось, что новая партия будет пошита где-то через месяц, хотя одну футболку в цифровом камуфляже я там взял.
    Вообще если кто-то решит пойти на кузнечный мастер-класс, то надо помнить, что кузница - рабочее помещение, поэтому надо брать одежду, которую не жалко испачкать.

    Сначала в кузнице я начал осматривать продукцию, выставленную возле входа и демонстрирующую, что тут могут сделать.

    Кованый дракон и лампа-осьминог показывали, что сделать можно практически всё, что угодно, хотя после того, как я посмотрел на процесс, сложно даже представить, сколько времени и сил может уйти на такого дракона.

    Далее я переместился в рабочие помещения. Выглядели они примерно так:

    Стены были увешаны деталями, на полу лежали груды заготовок, на рабочих столах изделия разной степени готовности.

    Автоматизация кузнечного процесса выразилась прежде всего тем, что теперь качать меха не надо, на улице стоит мотор, который гонит в горн воздух и заглушкой можно регулировать его скорость. Во-вторых, появился автоматический молот, который позволяет упростить рутинную процедуру "вытягивания" металла. Молот (ногой нажимается рычаг, чем сильнее нажать, тем сильнее бьёт):

    Впрочем, точная доводка заготовки потом всё равно осуществляется классически, на наковальне.
    Теперь несколько слов о том, как всё это работает. Заготовки обычно представляют собой круглые металлические пруты. Если мы хотим получить что-то плоское, то можно просто положить под молот и постучать. Но представим себе, что мы хотим получить такое же круглое сечение, но более тонкое. Тогда мы разогреваем заготовку и бьём по ней сначала сверху, чтобы немного расплющить, потом переворачиваем боком и снова бьём, потом снова переворачиваем и так далее. В результате металлический прут становится тоньше и длиннее. Этот процесс называется "вытягиванием" и для него особенно удобен автоматический молот.

    Проще всего сравнить ковку с лепкой пластилина. Если хотите посмотреть на общую идею, то возьмите пластилин, скатайте из него круглую "колбаску", а потом возьмите маленький молоточек. Менять форму можно только положив пластилин на твёрдую поверхность и слегка ударяя по нему молоточком. Попробуйте, используя только молоточек, придать пластилиновой "колбаске", например, форму ножа. И вот тут становится понятно, зачем нужны в кузнице дополнительные приспособления. Например, "вилка", - два коротких вертикальных штыря, длинную разогретую заготовку можно вставить между ними и изогнуть. Или зубило, которым можно "разрезать" плоскую заготовку (что-то вроде заострённого молотка на длинной ручке, который приставляют к заготовке, а потом сверху бьют молотом).

    Я решил сделать нож. С одной стороны, простой режик не требует много времени, с другой - это всё-таки что-то, что подходит на звание результата работы, просто так ковать что-то без результата явно не так интересно. Для начала мне выдали "учебную" заготовку и показали общие принципы ковки на автоматическом молоте и на наковальне. После того, как я немного освоился, мне выдали новую заготовку (круглый металлический прут) и я начал работать сам, периодически спрашивая совета. Спрашивать, конечно, приходилось постоянно, но мне терпеливо объясняли и показывали разные методы. К тому же мне сказали, что не обязательно идеально делать форму, поскольку есть болгарка.

    Перед тем, как пройтись болгаркой, заготовка должна немного остыть. Сначала моя заготовка выглядела совершенно не гламурно.

    Но, используя молот, наковальню, болгарку, снова молот, наковальню, болгарку, молот, болгарку и, главное, великий и могучий язык, я довёл нож до того, что понравилось мне самому.

    Хотя дырку на ручке мне сделал специалист, используя кузнечную спец-пробивалку. Он сказал, что можно просверлить, но это обман, профанация и совсем не интересно, и я с ним полностью согласился. Потому что если ставить задачу просто сделать нож, то можно взять пластину оружейной стали, болгарку и не париться со всякими наковальнями, но я же приехал в кузницу.
    Кроме того, закаливание ножа (кстати, материал ножа там не сверх-крутой, "Сталь 45", которую я помню ещё по предмету материаловедение в институте, но для учебных целей как раз) тоже делал не я. Сначала нож раскаляют, потом опускают в воду. Сталь становится твёрдой и хрупкой, от удара по твёрдому легко может сломаться, поэтому сталь надо "отпустить" - нагреть градусов до 200-300. И на этом месте я бы точно не справился, потому что без опыта отличить на глаз цвета побежалости не смог бы. А так кузнец подержал нож в верхней части пламени, посмотрел на свет, сказал: "ага, вот он стал соломенного оттенка" и вот он результат - стильный режик.

    Рукоятку я потом замотал паракордом, когда придумаю какие-нибудь ножны, то нормально заточу на Spyderco triangle на 40 градусов. Понятное дело, что нож "учебный", не та сталь, чтобы режущую кромку хорошо держать, но лично для меня есть в нём огромный плюс - я помню как он появлялся начиная от круглой железяки и я лично придавал ему форму. А мне нравятся "материальные вещи", несмотря на то, что моя профессия - это абсолютно нематериальная трёхмерная графика.

    Ну и пара не очень нужных фактов напоследок в качестве "приправы" для истории. В процессе работы в кузнице шарились три котёнка. И вот замечательная способность кошек приспосабливаться: спать в паре шагов от горна, конечно, тепло, но спать под звук работающего автоматического молота я бы, наверное, не смог.

    А ещё, когда я увидел образцы оружия, я тут же схватил меч, и размахивая в разные стороны, начал по-всякому делать героическое лицо. Чтобы героическое лицо не пропадало зря, попросил себя сфотографировать.

    В общем, вот такая выдалась поездка. Было интересно.








  • Музей техники Вадима Задорожного.

  • Свадьбы мира. Китай



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи