Ноя
11

Хороший Галилей и плохой Бруно




  • Безымянный 27625

  • История Олимпийских Игр


  • В Риме в церкви Santa Maria degli Angeli ( http://www.santamariadegliangeliroma.it ), спроектированной Микеланджело на руинах терм Диоклетиана, разместилась научно-художественная выставка (с 17.12.2009 ), посвященная Галилею! Организаторы выставки Всемирная федерация ученых (WFS), а инициатором выступил профессор Антонино Зичичи, президент Федерации ученых и Ренцо Джулиано, ректор базилики Девы Марии.

    Основанием и контекстом для размещения такой выставки является очень интересный объект, встроенный в интерьер церкви. Это своего рода солнечные часы, которые спроектировал астроном и философ Франческо Бьянчини (Francesco Bianchini) в 1702 году. Цель создания этого прибора исключительно церковная -- проверить Григорианский календарь для более точного определения плавающих дат Пасхи. Линия меридиана солнечных часов пересекает центральный неф церкви по диагонали. Вдоль этой линии по полу движется кружок солнечного луча, проникающий сквозь отверстие в карнизе храма. Любопытно, что отрезок меридиана, окруженный знаками Зодиака, у одного своего основания ограничен знаком Рака, а у другого – знаком Козерога. Это соответствует представлениям средневековой магической космографии о выходе души в вышние сферы через созвездие Козерога, и о возвращение через созвездие Рака.

    Все это очень интересно и впечатляюще. Но, причем здесь Галилей, и что имеет в виду научное сообщество с одной стороны и Ватикан с другой, манифестируя этой выставкой идею «отсутствия противоречий» между религией и наукой?

    На фоне истории с Галилеем, под давлением инквизиции, отказавшегося от гелиоцентризма, как-то странно выглядит манифест примирения или что-то в этом роде между церковью и наукой. Даже этапы (через столетия) реабилитации научного наследия Галилея и признание Ватиканом в 1992 году ошибкой его преследования инквизицией ничего не меняют. Индекс запрещенных книг (Index Librorum Prohibitorum) являющийся сегодня (после 1966 года) не обязательным, но определяющим моральную ответственность католика производит впечатление (см. http://www.fordham.edu/halsall/mod/indexlibrorum.html; и полный список: http://www.cvm.qc.ca/gconti/905/BABEL/Index%20Librorum%20Prohibitorum-1948.htm).

    Выставка в цназывается «Божественный человек» (Divin Uomo) и Галилей определяется как основатель современной науки. Пусть так. Принижать достижения Галилея не приходит в голову, но характеризовать его работы в качестве отправных для современной науки – несколько тенденциозно (мягко говоря). Но совсем не эту идею мне хотелось бы прояснить.
    В контексте этой выставки меня очень интригует непримиримая позиция Ватикана по отношению к другому мыслителю, не отказавшемуся от своих взглядов и, соответственно, уничтоженному церковью, к Джордано Бруно.

    Приведу 2 цитаты:

    //
    «На 400-летие смерти Бруно (2000 год) кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно "печальным эпизодом", но, тем не менее, указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, "сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь". Глава Римско-католической церкви также отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации, считая действия инквизиторов оправданными.

    «На этом заседании (сессия Папской академии наук в Ватикане в 1998 году) меня больше всего поразил своей разумностью сам папа Иоанн Павел II, который сделал доклад о взаимодействии науки (которая, по его словам, одна имеет средства для отыскания истины) и Церкви (которая, он думает, квалифицированнее решает вопрос о том, в каком направлении использовать научные открытия вроде атомных бомб). Папа Иоанн-Павел со мной говорил по-русски. Он сказал мне, что мое предложение реабилитации Джордано Бруно принять нельзя, так как Бруно в отличие от Галилея осужден за неверное теологическое утверждение, будто его учение о множественности обитаемых миров не противоречит Священному Писанию. "Вот, дескать, найдите инопланетян — тогда теория Бруно будет подтверждена и вопрос о реабилитации можно будет обсудить". Там же я узнал и об обвинении Галилея. Оказывается, основное инкриминируемое ему утверждение состояло не в том, что Земля вертится, а в том, что, по его словам, "теория Коперника не противоречит Библии". Галилей (в основном) реабилитирован, ибо справедливость его утверждения теперь признана Ватиканом. (Владимир Арнольд, академик РАН, «Независимая газета», 2001-12-27) //

    Если идеи Бруно столь нелепы, то почему их так последовательно блокируют? Может быть, не нелепы, а вредны своей разрушительной для церкви сутью?

    Получается, что "хороший" Галилей справедливо настаивал на гелиоцентрической концепции мироздания. А если он прав, то каковы следствия этой его правоты для теологической доктрины церкви? Из этого следует признание того, что мир механистичен и в центре у него Солнце. Круто!

    А идея Бруно о бесконечной эволюции материи и беспредельном пространстве космоса являет собой такую острую угрозу церкви? Эту мысль стоит подумать...
    Во всяком случае, эту выставку я воспринял как этический тест для современного состояния научной мысли и церкви.
    На фотографиях открытия рядом с ректором церкви Santa Maria degli Angeli мы видим знакомое лицо российского ученого А. Н. Чилингарова,... а недавно китайские ученые подарили этой базилике 6-метровую фигуру Галилея. Дружба и понимание, одним словом. Интеграция философского натурализма и теологии. Это любопытный artifact.

    Это картинки и комментарии с выставки:
    http://www.paoloditarsopress.it/fotogallery/ministrobrunetta2/index.html
    http://www.srmedia.org/Default.aspx?tabid=319
    http://www.ecodiaversa.com/blog/2009/02/chiesa_e_stati_scienza_e_fede.shtml









  • Безымянный 27625

  • История Олимпийских Игр



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи