Ноя
10

КОНФЕРЕНЦИЯ “БРАТЬЯ ЛИХУДЫ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА”




  • Формы лица

  • Произведения Эшрефа Шемьи-заде


  • Международный Фонд славянской письменности и культуры совместно с Греческим Фондом культуры  приглашает вас принять участие в работе Конференции "Греческие ученые и просветители братья Лихуды и русская культура (конец XVII - начало  XVIII веков)", которая  пройдет в Историческом музее  1 июня 2007г. с 10.00 до 18.00.

    Конференция организована в связи с открытием в Москве 31 мая 2007г. памятника греческим просветителям  Иоанникию  и Софронию Лихудам скульптора В.Клыкова (http://lori.ru/35720)

    Адрес: Москва, Красная площадь, д.1, Исторический музей.

     

    БРАТЬЯ  ЛИХУДЫ

    Братья Лихуды:  Иоанникий (в миру – Иоанн, 1633–1717) и Софроний (в миру – Спиридон, 1652–1730), деятели религиозного просвещения, сыгравшие исключительно важную роль в учреждении первой русской духовной академии.

    Выходцы из знатной греческой семьи, братья родились на о-ве Кефалиния в Ионическом море. Учились в Венеции и Падуе; по возвращении на родину Иоанн принял сан священника, а Спиридон – монашеский постриг (позднее, овдовев, принял пострижение и старший брат). Преподавали и проповедовали в Греции, пока патриарх Константинопольский Дионисий не рекомендовал их в 1683 как искусных учителей царю Федору Алексеевичу, задумавшему завести высшую школу. Задержанные королем Яном Собеским в Польше, где они вели диспуты с иезуитами, братья прибыли в Москву в 1685. Открыли школу в Богоявленской обители, затем (1686) перешли в Заиконоспасский монастырь, где под их руководством было построено специальное здание Эллино-греческой (позднее – Славяно-греко-латинской) академии. Преподавали там грамматику, пиитику (поэтику), риторику, логику, математику и физику. В 1688 Иоанникий отправился русским послом в Венецию, где пробыл около четырех лет.

    Педагогическая деятельность Лихудов столкнулась с острой конкуренцией со стороны украино-белорусских ученых, связанных с Киево-Могилянской академией; противостояние было усилено богословски-полемическими трактатами братьев (Акос, или Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызениям змиевым; Мечец духовный, или Разговор с иезуитом Руткою в Польской земле и др.), где они резко выступали против «латинства» (в котором традиционно подозревались «киевляне» и их соратники вроде оппонента Лихудов Сильвестра Медведева). Писали также сочинения против лютеран и русских «раскольников». Сперва поддержанные патриархами Московским и Иерусалимским, занявшие видное положение при дворе, в 1693–1694 братья впали в немилость у патриарха Иерусалимского Досифея и по его настоянию были удалены из академии.

    Оставались в Москве, обучая латинскому и итальянскому языкам (в том числе согласно специальному указу Петра I от 1697), затем, став жертвой новых интриг, в 1701 были удалены в костромской Ипатьевский монастырь. Призванные в Новгород для устройства и там школы по образцу московской (1706), позднее вернулись в столицу (Софроний в 1707, Иоанникий в 1716), где занимались исправлением славянского перевода Библии и учительствовали. Назначенный после смерти старшего брата архимандритом Солотчина монастыря в рязанской епархии (1722), Софроний не ужился с монахами и вновь приехал в Москву (1729), где скончался в Новоспасском монастыре.

     

     



  • Формы лица

  • Произведения Эшрефа Шемьи-заде



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи