Ноя
10

Мода XX века, часть 1.




  • Прага. Туристическая мекка.

  • Редкие фотографии знаменитостей




  • "Раздевание женщины - это процесс, сопоставимый со взятием крепости"

    На Всемирной выставке 1900 года в Париже, французское искусство высокой моды haute couture переживает свой первый триумф. В павильоне Элегантности некоторые избранные дома моды, в том числе Борт и Дусе, одевающие таких звезд сцены, как Ду-зе и Сара Бернар, представляют свои дорогостоящие творения на суд изумленной публики из разных стран.
    «Для всех тех, кто приносит жертву на алтарь блеска, великолепия и красоты, для всех них Париж был, есть и будет священным местом паломничества». С той поры Париж на целое столетие становится центром мировой моды, эта слава пришла к нему с расцветом искусства модельеров, и каждый, кто стремился выделиться на фоне множества одаренных ремесленников, должен был быть истинным творцом и художником.
    Так случилось, что основателем французского haute couture стал англичанин. После семилетнего обучения в Лондоне на предприятиях текстильной промышленности 20-летний Чарльз Фредерик Ворт приехал в Париж, а 13 лет спустя, в 1858 году, вместе со своим шведским партнером Бобергом он основал собственный дом моделей на Рю-де-ля-Пе, который с 1871 года возглавлял единолично. Ворт был первым, кто понял, как стать звездой: он просто стал подписывать свои модели, так же как художник подписывает картины. Кроме того, каждый год он представлял новую коллекцию и таким образом сделал моду изменчивой, что увеличило покупательский спрос.
    Разработанная им линия моды была далеко не так революционна, как идеи в области маркетинга. Чарльз Борт придал чрезмерно объемному кринолину более соразмерную форму, сделав платье плоским спереди, и собрал ткань в складки, которые переместил назад. Так появился турнюр, который вскоре, так же как и кринолин, становится все объемнее и начинает вызывать язвительные насмешки.
    Однако образцом для подражания продолжал служить стиль не XIX, а XVIII века, именно потому к Всемирной выставке 1900 года не было предложено никаких новых силуэтов, настоящая сенсация заключалась в том, что сформировалась и осознала свои задачи новая каста кутюрье. Все они были ориентированы на Борта, который к этому моменту уже пять лет как умер, а его дело унаследовали сыновья Гастоп и Жан-Филипп. Для Ворта, сумевшего соединить английскую технику шитья с французским шиком, было создано слово «кутюрье» - «модельер», до этого были лишь «портнихи», скорее, даже швеи.
    Жанна Пакен, женщина, которой выпала честь отобрать участников для демонстрации моделей в павильоне Элегантности, также ставила знак своей фирмы как создательница моды, а не как простая портниха, но и она не представила ничего нового, хотя ее модели выглядели роскошно: восковой манекен с лицом, очень похожим на симпатичную мадам Пакен, был представлен в тончайших кружевах и шелках, и за всей этой изысканностью и утонченностью забывалось, что в этом нет ничего нового. Шокирующая новизна, конечно же, имела место в том факте, что женщине впервые было поручено возглавить ярмарку моды, ведь мир кутюрье всегда принадлежал мужчинам.
    А они придерживались мнения, что женское тело следует где затянутъ шнуровкой, а где сделать попышнее, чтобы приблизить к идеальной форме песочных часов: середина хрупкая и тонкая, а верх и низ пышные и округлые. В профиль идеальная линия напоминала букву S, которая в зависимости от корсета и накладных подушечек ниже талии, изгибалась более или менее плавно.
    В женской одежде, которая благодаря Ворту стала свободнее, все еще было что-то от смирительной рубашки. Высокие узкие воротники-стойки, желательно из накрахмаленных кружев, требовали прямой посадки головы, на которую водружалась шляпа с пышным убором. Предпочитались тяжелые страусиные перья, которые были самой дорогой отделкой и символом высокого положения в обществе. Узкая верхняя часть костюма или платья надевалась поверх корсета из китового уса, который, в свою очередь, скрывался под маскирующим корсетом («cache-corset»). Вшивной рукав по форме часто напоминал окорок - отсюда выражение «ветчинообразный» ру-кав: у плеча он начинался пышными буфами, а от локтя до кисти был заужен. Рукава оканчивались у самых пальцев, так как благопристойные дамы задрапировывались, насколько это было возможно, - от ушей до самых пят. Юбка была длиной до пола, пышная на бедрах, в форме колокола и собранная сзади в складки, которые часто переходили в небольшой шлейф. Чтобы балансировать силуэт, в противовес подчеркнутому низу спины, шляпа слегка сдвигалась вперед и прикрывала забранные вверх волосы.
    Полусапожки на шнурках или туфли были остроносыми, со слека скошенным каблуком. Непременным аксессуаром были шелковые чулки и узкие перчатки, из-за которых даже руки дамы нельзя было увидеть обнаженными. Перчатки к декольтированному вечернему платью должны были закрывать руку и выше локтя - и неудивительно, что один только вид обнаженной кожи или узкой полоски лодыжки сводил мужчин с ума. Непременный зонтик сегодня кажется очень кокетливым, но тогда это была единственная возможность избежать деревенского загара, который в высшем обществе считался крайне неприличным.
    Для повседневных платьев использовались такие ткани, как лен, бархат и шерсть. Предпочтение отдавали спокойным темным или бледным пастельным тонам: розовому, голубому или сиреневатому.
    Отсутствие оригинальности в фасонах пытались восполнить роскошными орнаментами: тесьма и ленты, складки и банты, накладные вышивки и бесчисленные воланы использовались в качестве отделки.
    Для вечерних платьев выбирали шелк и кружева, муслин, тюль, шифон, сатин и крепдешин, богато вышитые и украшенные и обычно довольно глубоко декольтированные. Главным украшением первого десятилетия века был жемчуг, будь то капельки в ушах, длинная нить в один ряд или охватывающее шею много раз колье-ошейник.
    Так они наряжались, женищины «Прекрасной эпохи». Но уже близилась эпоха женщины освобожденной, над раскрепощенностью которой в области моды потрудились многие. Однако никто не преуспел в этом так, как Поль Пуаре, начертавший на своих знаменах девиз революции в одежде....
















  • Прага. Туристическая мекка.

  • Редкие фотографии знаменитостей



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи