Ноя
10

навстречу другому - лекции




  • навстречу другому- о миграции

  • В направлении пения летело моление


  • НАВСТРЕЧУ ДРУГОМУ международный проект видеоарта о миграционной культуре 11 – 29 октября 2011
    ПРОГРАММА ЛЕКЦИЙ
    11 октября, вторник, 18.30 ДИСКУССИЯ «МИГРАЦИОНННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ» Европейский Университет в Санкт-Петербурге, ул. Гагаринская, 3, тел.: 579 57 51,www.eu.spb.ru
    Участники дискуссии из России и Голландии предпримут попытку осмыслить термин «миграционная культура», предложенный голландским теоретиком культуры и художницей Мике Бал, в контексте современных миграционных процессов, протекающих в Европе и России. Как меняется культура под влиянием миграции? Возможно ли говорить о процессе взаимопроникновения культур и как он протекает? Какова роль искусства и художника в освещении миграционных процессов? - эти и другие вопросы будут предложены для обсуждения участникам обсуждения, основой для которого станут работы Мике Бал и коллектива «Что делать?», демонстрируемые на выставке «Навстречу другому».
    Участники дискуссии: Мике Бал (Университет Амстердама), Дмитрий Виленский (коллектив «Что Делать?»), Ольга Егорова (Цапля) (коллектив «Что Делать?»), Илья Доронченков (ЕУСПб), Наталья Мазур (ЕУСПб), Ольга Бредникова (ЦНСИ), Ольга Ткач (ЦНСИ), Мила Шевалье (Голландский институт в Санкт-Петербурге), Анна Биткина (Творческое объединение кураторов ТОК), Мария Вейц (Творческое объединение кураторов ТОК, СПбГУ).
    12 октября, среда, 18.30 ЭРНСТ ВАН АЛЬФЕН. ВООБРАЖАЕМАЯ РОДИНА: ИЗМЕНЕНИЕ КАРТЫ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Голландский Институт в Санкт-Петербурге, Калужский пер., д. 3, тел.: 327-08-87, www.nispb.ru
    Как идентичность мигранта утверждается во времени и истории? Как она вписывается в современный контекст? Профессор кафедры литературы Лейденского Университета Эрнст ван Альфен задействует фильм «Смотря вперед» голландской/австралийской художницы Фионы Тан в качестве подтверждения теории о том, что процесс формирования идентичности определяется историческими рамками того места, где он протекает. Таким местом в этом случае является Амстердам.
    14 октября, пятница, 18.30 МИКЕ БАЛ. КИНОПРОИЗВОДСТВО КАК ПОПЫТКА УЧАСТИЯ: ФИЛЬМЫ В МИГРАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ Петропавловская крепость, Невская куртина (правая сторона), тел.: 230 64 31, www.spbmuseum.ru
    Опираясь на работы, собранные на выставке, теретик культуры и видеохудожница Мике Бал представит свою точку зрению на миграционную культуру как на феномен, обогащающий наш опыт восприятия окружающего мира. Она также затронет темы, обусловленные спецификой ее
    видеоработ, а именно: как режиссеру документального фильма не заглушать голоса своих героев? Что означает иметь или не иметь национальную идентичность? Что может заставить людей захотеть рассказать о своем опыте незнакомому человеку? Мике Бал считает, что создание фильмов не только помогает найти ответы на эти вопросы, но и служит инструментом в налаживании контакта и взаимопонимания между самыми разными людьми.
    17 октября, понедельник, 18.30 ДМИТРИЙ ВИЛЕНСКИЙ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ НОВОГО НОМЕРА ГАЗЕТЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Петропавловская крепость, Невская куртина (правая сторона), тел.: 230 64 31, www.spbmuseum.ru
    Новый номер газеты названием «Против Рабства. О положении трудовых мигрантов” посвящен положению трудовых мигрантов в современной России в контексте обсуждения этого вопроса в европейских странах. В номере планируются к публикации тексты Ивана Овсянникова «Левый ответ на миграционный вопрос», Бориса Кагарлицкого «После мультикультурализма» и Кирилла Медведева, а также статья Хито Штайерл «Удар в лицо» и фрагменты эссе Алена Бадью. Также в номер войдут специальная серия графики Виктории Ломаско и спецпроект Ольги Житлиной - настольная игра «Россия - страна возможностей».
    21 октября, пятница, 18.30 ПАТРИСИЯ СПЕЙЕР. ИЗОБРАЖЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ: ЭСТЕТИКА И РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ», Петропавловская крепость, Невская куртина (левая сторона), тел.: 233-00-40, www.proarte.ru
    Патрисия Спейер, почетный профессор Нью-Йоркского университета и заведующая кафедрой культурной антропологии современной Индонезии в Лейденском университете, представит два примера перемещения визуальных образов в контексте войны. В фильме «Отсутствующая выставка» голландского режиссера Мелвина Моти показана экскурсия, проводимая по Эрмитажу гидом Павлом Губчевским для солдат советской армии в апреле 1942 года. Он делает это в знак благодарности за транспортировку ими коллекции французской мебели музея в более безопасное место. Губчевский ведет солдат мимо пустых рам и живо описывает детали, цвета и содержание висевших в них ранее полотен. «Отсутствующая выставка» показывает не только фантасмагорическое присутствие изображений и яркую работу воображения, но и то, как отсутствие достояния страны ощущается на фоне советского национального самосознания, которое символизирует Эрмитаж. Другой пример, биллборды с изображением Христа, появившиеся после религиозной войны между мусульманами и христианами в Индонезии, призван маскировать отсутствие психологической стабильности и защищенности в этой стране. Базируясь на Фрейдовском анализе игры fort-da (прятки-догонялки), при которой ребенок пытается справиться с отсутствием матери, данное сравнение обыгрывает тему присутствия и отсутствия в видеоработах Мике Бал о матерях и их отношениях с уехавшими в другие страны детьми.
    25 октября, вторник, 18.30 ОЛЬГА БРЕДНИКОВА И ОЛЬГА ТКАЧ. ДОМ ДЛЯ НОМАДЫ Центр независимых социологических исследований, Лиговский пр., 87, офис 301, тел.: 718 37 96, www.cisr.ru
    В фокусе лекции социологов Ольги Бредниковой (ЦНСИ) и Ольги Ткач (ЦНСИ) – женщины, приехавшие из постсоветских государств в Санкт-Петербург в поисках работы. Меняя место проживания, они перекраивают свое жизненное пространство, расширяют пределы повседневности, меняют и множат идентичности, увеличивают степень своей свободы. Освоение и присвоение мигрантками новых мест и создание нового местожительства и нового Дома представляется особенно интересным, так как именно женщинам традиционно приписывалась привязанность к дому, что значительно проблематизируется самой ситуацией миграции. В лекции речь пойдет об изменяющейся концепции Дома для мигранток, а также о том, как опыты миграции меняют субъектность женщин, феминизируя и даже радикализируя их представления о мире и себе.
    26 октября, среда, 18.30 МУРАТ АЙДЕМИР. У КОЧЕВНИКОВ НЕТ ТАЙН Центр независимых социологических исследований, Лиговский пр., 87, офис 301, тел.: 718 37 96, www.cisr.ru
    «Трактат о номадологии» Ж. Делёза и Ф. Гваттари, одна из ключевых работ о взаимосвязи между миграцией, глобализацией и капиталом была высоко оценена за предложение нового способа существования в пространстве и в мире и обещания обойти крайние формы национализма. В то же время ее критиковали за преподнесение перефразированного расизма и явное сочувствие глобальному капиталу. В своем докладе Мурат Aйдемир, профессор кафедры сравнительного литературоведения и культурного анализа Университета Амстердама, выделит наиболее противоречивые аспекты этого произведения и подвергнет анализу понятие «кочевник», ставшее таким актуальным в социальных науках. Делез и Гваттари утверждают, что у кочевников нет тайн. Но что тогда они предлагают науке, если не ту или иную форму тайного и



















  • навстречу другому- о миграции

  • В направлении пения летело моление



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи