Ноя
11

Низкая самооценка. Некоторые причины появления и работы с ней.




  • Заметка о счастье)))))))))))

  • Чем примечательна зима в Японии-1


  • Опять же напоминаю, что у меня образное мышление и некоторые термины и абстракции доезжают довольно долго если не подкрепляются примерами.

    Долгое время не понимала, что такое разрыв реальности или разрыв шаблона. Чужие примеры не делали материал понятным, живым и своим.  А сегодня, размышляя о проблемах низкой самооценки, нашла несколько примеров.  Возникла четкая связь между эпизодами детства и проблемами всей прожитой жизни.

    Просматривая пройденный отрезок жизни, замечаешь, что чаще всего трудно вспомнить хорошие эпизоды, более яркими, насыщенными являются  именно те, которые сопровождались сильными негативными чувствами.

    Утро, мне лет 4,5-5. Маме надо отвести меня в садик и на работу. У меня отличное настроение, я что-то напеваю, радуясь только что придуманному новому способу надевания чулок. Влетает раздраженная мама и, увидев, что я еще не одета – закатывает мне пощечину. Контраст между отличным настроением, радостью от изобретения и гордостью и  таким финалом и есть разрыв с реальностью. Реальность не принимает моей радости.

    Эпизод два – в детском саду утренник. Оказалось, что я забыла дома белые гольфы для праздника. Недолго думая, я одеваюсь и бегу домой за носками. Благо живу через двор. Когда я вернулась, получила от воспитательницы нагоняй. Я боялась нарушить приказ – белые носки и хотела быть хорошей, а вместо похвалы – ругань. Опять разрыв. 

    И –апофеоз:

    1 класс. Я с 6 лет активный и самостоятельный читатель районной библиотеки. Книги буквально глотаю. Свободная и гладкая речь. А вот с письмом проблемы из-за невнимательности. Учительница любимая, хорошая – посвятившая себя детям, с большим педагогическим опытом. Раздает тетради с оценками после диктанта. Сначала – двойки и тройки. Потом четверки, потом пятерки. Остается только моя тетрадь. Я готовлюсь к триумфу. Учительница говорит – «И больше всех меня поразила Аня. Она получила…КОЛ!!!». Она заставила меня встать перед классом держа над головой испещренную красным тетрадь с единицей. Я расплакалась, стоя перед классом. Первый и последний раз кто-то видел, как я плачу. С тех пор мне на многое было просто наплевать. Я научилась не чувствовать боль и стыд. Откуда ей было знать, заслуженной учительнице, что такие удары по самооценке ребенка имеют далеко идущие последствия. Последствия на всю жизнь.

    Итак, происходит разрыв между ожиданиями, привычным развитием событий и реальностью.  Ощущения – обухом по голове. Чтобы справиться с этим ударом, надо принять /новое/ решение, выработать /новое/ убеждение (стабильное данное – твердый «островок» на  ставшей вдруг неустойчивой почве. Типа – шел, шел и вдруг оказался в трясине.). Новое убеждение сужает границы возможного.

    Моими решениями были «Не радуйся, будет хуже», «Хорошие ожидания никогда не сбываются и приводят к разочарованиям и боли», «Те, кого любишь, обманывают и предают», «Я не достойна, я- плохая, я – хуже других».

    В силу компенсации убеждения «Я -хуже других» появляется гордыня, высокомерие и т.д.

    Подобные ситуации становятся повторяющимися по жизни. Подсознательно желая закончить гештальт (незаконченное действие) мы снова и снова попадаем или воссоздаем подобные инциденты в своей жизни.

    Итак, причины выяснены. Следующий вопрос – что с этим делать?

    Для проработки таких эпизодов и «изменения»  собственного прошлого хорошо подходят методы Духовный выбор – Техника Модификации Опыта(Филиппа Михайловича) и Подъем по Шкале Тонов (ППШ, преподает Олег Матвеев).

    Берется искомый эпизод – день и час (можно приблизительно).

    Воспроизвести картинку, звуки, чувства, ощущения, мысли, увидеть участников – то есть максимально жизненно ощутить эпизод, прожить заново со всеми нюансами.

    Оценить случай  по шкале от -10 (самое ужасное событие, хуже которого быть не может) до +10 (самое прекрасное и счастливое событие).

    Добавить, убрать или изменить что-то в этом эпизоде, чтобы он стал более приемлемым (поднялся по шкале). Просмотреть этот эпизод с совершенным изменением, оценить и повторять это до тех пор, пока эпизод не станет на +10.

    В процессе этой работы появляются новое понимание ситуации и решения о том, как надо жить, чувствовать и поступать в подобных случаях. Чтобы они  не возникали в дальнейшем (изменение опыта) Это приводит к разрыву нейронных цепочек со старым опытом и  создает новые цепочки с новым, положительным опытом. Мозгу, на самом деле, не важно, прожит этот опыт или ПРАВИЛЬНО воображен. Правильно – это когда опыт не просто нафантазирован, а прочувствован, есть резонанс, и энергия, которая раньше была заблокирована, стала протекать свободно. Чувствуется облегчение, прилив  сил и энтузиазм. В общем, чувствуешь себя счастливым.

    Пример с белыми гольфами.

    Я понимаю, что забыла дома гольфы. Я преступник!. Я нарушила распоряжение – всем принести носки. Иначе- лишаешься возможности участвовать в празднике вместе  со всеми. Будешь изгоем. Надо исправить положение. Я сбЕгаю домой и исправлю ошибку.

    Возвратившись, я получаю нагоняй от воспитательницы.  

    Оцениваю эпизод -  (-7)

    Изменяю то, что мне говорит воспитательница:

    «Я очень волновалась, когда увидела, что тебя нет. Нельзя уходить без спроса. Мне стало плохо, я очень переживала. Не делай так больше!»

    Оцениваю – (+1)

    Изменяю еще:

    «Даже если бы у тебя не было носков, ты бы все равно смогла участвовать в празднике. Никто не может лишить тебя этого.

    Оцениваю – (+5)

    Изменяю дальше:

    «Ты молодец, что вспомнила о носках. Ты проявила инициативу и исправила свою оплошность.  Но даже если бы носочков не было, мы смогли бы найти более подходящий выход – например, позвонили бы твоей маме и попросили захватить ноки, когда она пойдет на праздник. Но ты все равно молодец. Только на будущее знай, что нельзя уходить из садика без спросу, потому, что воспитатели будут волноваться. Ты не будешь делать так больше?»

    Оцениваю – (+9)

    На (+10) она бы обняла меня и сказала «не волнуйся, все будет хорошо. Я не сержусь»
    Выводы: "меня любят", "любую проблему можно решить", "я могу искать и находить решения", "надо думать о других людях и думать, чтобы  не сделать им больно" - это полезные и важные выводы, которые мог бы сделать ребенок в подобной ситуации. Безусловно, вооруженный такими убеждениями ребенок будет более успешен в жизни.
     

    Если вас заинтересовали эти методы и вы хотите подробнее узнать о них;

    или  у вас есть проблемы, и вы хотите воспользоваться этими  инструментами для их разрешения

    или вы хотите обучиться – я могу помочь вам.
    Я также  использую в своей работе Символическое Моделирование, Аспектику, Сущностную Трансформации др.
    Пишите в комментариях,  через ЛС  или обращайтесь через скайп – osanna23






  • Заметка о счастье)))))))))))

  • Чем примечательна зима в Японии-1



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи