Ноя
11

О дорогах Европы вообще и о платных дорогах в частности




  • Прага. Туристическая мекка.

  • Кошице - центр Восточной Словакии


  • Долго думала, с чего начать эту заметку.
    Начну с позитивного. Если вы пересекли Россию на машине и въехали хотя бы на территорию Украины - считайте, что все, самое плохое, уже позади. Мы катались на машине по 11-ти странам мира, и я уверенно говорю - таких плохих дорог, как в России, больше нет нигде. Поэтому, с момента въезда в Украину в отношении дорог вас будут ждать только приятные сюрпризы.

    На фотках ниже дороги Венгрии. Прекрасное шоссе, продуманные развязки, продуманная полосность дорог. Там, где больше машин - дороги шире. Там, где машинки ездят редко, сделано по полосе в каждую сторону. Пробок не было нигде.


    Часть дорог в Венгрии является платной. Для многих россиян слово "платная дорога" звучит пугающе и вызывает утробный протест. Однако, в Европе к платным дорогам пришли давно, и никого это тут не удивляет. В конце концов, строительство хорошей дороги - дело затратное для государства. И если мы платим за метро и автобусы, то почему не должны платить за дороги для машин? К тому же, желающие сэкономить могут выбрать объездные дороги, а не автобан.

    Стоимость платной дороги в Венгрии очень гуманная. Право пользоваться дорогой в Европе продается через виньетки (на всех языках это называется практически одинаково, изредка в сочетании со словом "матрица" ). Виньетка в Венгрии - виртуальная. То есть, ее можно оплатить через интернет и связать с номером своей машины. На платных дорогах есть считывающие устройства, которые проверяют номер по базе.
    Виньетка нам обошлась примерно в 2800 форинтов на 7-10 дней. Да, Венгрия - хоть и Европа, но у них своя валюта - форинты. За 1 евро дают примерно 270 форинтов. То есть, виньетка стоила около 11 евро.

    Парковки есть повсюду. Как правило, тоже платные. Оплата парковок в городах осуществляется самостоятельно через терминал. Кладешь монетки - получаешь чек, где указано время парковки, кладешь его под стекло - и иди гуляй на все четыре стороны. Полиции обычно нет, но она может появиться неожиданно. Поэтому большинство предусмотрительно платит за парковку вперед.

    Парковочные места повсеместно уже, чем в России. Иногда парковка требует ювелирного мастерства, чтобы никого не поцарапать. Бывают и бесплатные парковки - на обочинах. Или вот так творчески - как над гаражной ямой: колесом не туда - и привет.

    Переезжаем в Словакию.
    Тут тоже есть платные дороги. Но виньетка уже не виртуальная, а физическая - в виде прозрачного стикера, который надо прилепить на лобовое стекло. Указание, что трасса - платная, появляется практически сразу после въезда в страну. Виньетку мы купили на ближайшей заправке. По стоимости примерно столько же.

    Дороги в Словакии показались мне чуть хуже, чем в Венгрии. Но все равно многократно лучше, чем у нас в стране. Дороги достаточно свободные, указатели везде висят, так что ехать одно удовольствие.

    Приготовьтесь к тому, что топливо здесь дороже. Нам дизель в Словакии обходился по 1,4 евро за литр. Учитывая цену на топливо, джигитов на дорогах практически нет. Все едут аккуратно, на крейсерской скорости, экономя на расходе.

    В городах по всей Европе очень развит общественный транспорт. И один из популярнейших его видов - трамвай. Так что, рельсы то и дело приходится пересекать. :)

    Вдоль трассы время от времени встречаются коричневые указатели с картинкой. Это отсылка к местным достопримечательностям. При желании можно с трассы свернуть в указанном направлении и что-нибудь интересное обнаружить. Мы так делали несколько раз и всегда были довольны результатом. Во-первых, по пути. Во-вторых, полная неожиданность. А в-третьих, в таких местах мало обычных туристов.

    Двигаемся дальше - к дорогам Чехии.

    В Чехии тоже действует виньеточная система. После пересечения бывшего КПП на границе стран на первой же заправке покупается виньетка и клеится в указанное место. Похоже, что соседние страны поделили между собой зоны лобового стекла. Мы клеили виньетку то в верхний угол справа, то в нижний слева. В Чехии виньетку нужно было приклеить в нижний угол справа (со стороны пассажира).

    Скоростной режим на дорогах Европы практически одинаковый. В городах - 50 км/ч, за городом - 90 км/ч, на трассе - 130 км/ч. В городах стараются не превышать, а за пределами превышают скорость на 10-20 км/ч. У них в городах ширина полосы меньше, чем в России, поэтому сильно больше 50 км/ч ехать очень опасно.

    В то же время, уже не только сами полосы, но и заезды во дворы. Вот, например, товарищ в Праге пытается протиснуться под арку во двор.

    А вот чешский пример последствий неуплаты за парковку. На колесо устанавливается блокиратор, а на стекло клеется бумажка - куда звонить, чтобы узнать, что теперь делать.

    В Чехии мы впервые попали на автоматическую мойку. Изучения надписей и кнопок не хватило, чтобы понять что к чему. Пришлось просить помощи у местного товарища, который только что с нее выехал.
    Суть процесса. Мойка имеет несколько форматов - просто мойка и сушка, с полировкой и т.д. Каждый вариант стоит свою цену. На фотке слева как раз тарифы указаны в местной валюте. Выбрав тариф, покупаешь жетончик. Жетончик опускаешь в терминал и далее аккуратно устанавливаешь машину на линию "СТАРТ". Тут главное успеть закрыть дверь и все стекла, поскольку далее все происходит само собой. Щетки на раме начинают ехать на полозиках вдоль машины и все чистить. Потом так же тебя орошают душем и просушивают. Когда все агрегаты свою работу закончат, загорается табло "КОНЕЦ", и можно выезжать с мойки. Главный секрет оказался в том, чтобы четко подкатить колеса к линии старта. :)

    Теперь едем в Австрию, уже подкованные системами авто-моек и наклейками-виньетками. Как вы догадываетесь, в Австрии дороги тоже платные. Сказать нечего: дороги прекрасные, достаточно свободные. Правда, стоят дороже, чем в предыдущих странах. Примерно 15-20 евро за неделю.

    Кстати, виньетки должны клеить не только автомашины, но и мотоциклы.

    В отношении следующей страны нашего маршрута - Словении - могу сказать все, тоже самое. С той лишь разницей, что продажа виньеток тут более организованная. Въезжаешь в страну - попадаешь на пропускной пункт. Тут тебе и продают виньетку на нужное число дней. Дни обычно дискретные. В разных странах - неделя или 10 дней, две недели или только месяц. Есть конечно и годовые варианты. Если много мотаешься по дорогам одной страны, то годовая виньетка - самое выгодное решение.

    Вдоль дороги время от времени встречаются очень просторные парковки. Там обычно есть туалет, вода, деревянные столы. Народ останавливается на перекусы и просто передохнуть.

    Несколько фоток с разных трасс Словении:

    Дороги бывают, конечно, не только широкие, как на автобанах, но и узкие, практически однополосные. На такой дорожке (обычно, где-то в лесу) со встречным транспортом приходится разъезжаться ооочень медленно или вообще пропускать, стоя на узкой обочинке или в "кармане", если он удачно оказался рядом.

    Замечательная виньеточная система дает сбой в Италии. Тут предпочитают брать наличные за каждый отдельный участок дороги. Никакой тебе индульгенции, никакого опциона. Подъехал к въезду на платную дорогу - нажми на кнопку и возьми тикет (билет с магнитной полосой).

    На выезде с платного участка этот тикет отдается человеку в окошке, он говорит сколько надо заплатить. Самое неприятное в этом, что ты заранее не знаешь сколько именно. Тарифы нигде не опубликованы, и оплата на выезде является полным сюрпризом. За какое-то смешное расстояние, типа километров 100, с нас взяли 8,5 евро! По сравнению с виньеткой на неделю без ограничений километража за 11 евро - это просто грабеж среди белого дня.
    Однако, сами дороги нормальные.

    Аналогично ситуация обстоит и в Хорватии. Тут тоже олата идет по участкам дороги. Иногда на протяжении одного трассы может встретиться несколько пунктов оплаты. Например, за проезд по длинному тоннелю длиной 6 км оплата была отдельной.

    Схема действий такая же как в Италии. На въезде берешь тикет, на выезде расплачиваешься. Правда, в отличие от Италии тарифы висят еще на възде.

    Любопытно, что тикет действует 24 часа. Если ты его потерял или приехал к пункту выезда позднее, то с тебя берут двойную сумму за максимально возможное расстояние. Так что, тикет имеет смысл бережно сохранять. :)

    Цены на проезд в Хорватии мне маленькими не показались. По 4-12 евро за каждый участок дороги. Удобно, что при выезде цена оплаты показывается на табло и ее не надо воспринимать на слух, как в Италии. Кстати, валюта в Хорватии своя - куны. Но при оплате всегда показывается цена и в кунах, и в евро.

    Дороги по Хорватии превосходные. Они проложили их повсюду. Даже в горах, где проезжает очень мало машин, есть узкая, но все-таки асфальтовая дорога. За это им респект и уважуха! Но оплату лучше бы брали в виньетках. Это, имхо, гуманнее. :))

    Начало заметок: Тур по Европе: Восточное кольцо









  • Прага. Туристическая мекка.

  • Кошице - центр Восточной Словакии



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи