Ноя
11

О смысле жизни




  • Претензия к философии

  • Утечка


  •  

    Вопрос о смысле жизни детально прорабатывается в рамках философского познания, поскольку именно философия дает комплексное описание феномена человека, как с биологической (человек – вид homo sapiens), так и с социологической (человек – индивид общества, часть социума) позиций. Однако, здесь важно уяснить одну немаловажную особенность философского познания: оно выступает с одной стороны как знание рефлективное (основанное на научном, теоретико-эмпирическом базисе), с другой – как валюативная форма познания (рассматривает мировоззренческие особенности чего-либо, дает нравственно-этическую окраску фактам). Исходя из этого, важно отметить, что философия не развивается по коммулятивному принципу, в отличие от большинства естественных наук. Например, теоретическая физика – четко прослеживается приемственность теорий: механика Ньютона сменяется теорией относительности Эйнштейна, которая в свою очередь сменяется квантово-механической теорией Нильса Бора. В философии все по-другому: мы не можем сказать, что философема Фихте была сменена философскими построениями Фейербаха, а они системой Гегеля; здесь можно констатировать только плюрализм и самодостаточность отдельных направлений.

    Вернемся к смыслу жизни. Исходя из вышеизложенного, можно заметить, что плюрализм философских направлений подразделяется на две непропорциональные группы: философские системы, которые утверждают, что смысла жизни нет, и те, которые констатируют наличие смысла жизни. Тех философем, которые не видят смысла жизни, гораздо меньше, среди наиболее значительных к ним можно отнести философию абсурда А.Камю и философию пессимизма А.Шопенгауэра. Однако, косвенным образом некий «смысл бытия» можно уловить и в философии Камю, а именно – принятие абсурда жизни, четкое осознание своего места и роли в этом абсурде, особенно четко это прослеживается в его рассказе «Миф о Сизифе» и повести «Падение».

    Философем , видящих смысл жизни гораздо больше и всех их можно разделить на две группы: концепции, утверждающие, что смысл жизни задан изначально, и концепции, полагающие, что человек втечение своей жизни сам должен определить  для себя смысл своего бытия. Среди первых наиболее популярны философии религиозного толка. Например, христианство видит смысл жизни человека в унаследовании земли (восстановление земного рая) после второго пришествия Христа; ислам – загробная жизнь в раю (а смысл земной жизни – вести себя так, чтобы в этот рай попасть); буддизм – достижение нирваны; индуизм – стремление к абсолюту (Брахме), путем очищения кармы и пр.

    Огромно число философем, считающих, что человек сам для себя должен определять смысл своего существования. Однако, следует отметить, что практически все из них не являются философемами в классическом понимании этого термина (они не представляют собой, целостных и полных философских систем, как правило, это детальные проработки отдельных частей философии – чаще всего, аксиологии и праксиологии). Это можно объяснить тем, что после периода немецкой классической философии (завершающим звеном которой был, наверное, марксизм) не было построений полноценных систем мировоззрений, а поскольку до Ренессанса господствовала схоластика, то вполне понятно, что практически все системы раннего периода носят религиозный оттенок. Именно поэтому в эту группу относится большинство светских пониманий смысла жизни, хотя есть и исключения – например, экзистенциалист Федоров считал, что смысл бытия всех живущих – воскрешение мертвых. Часто подобные концепции носят глобальный характер, то есть  говорят про смысл жизни не отдельного индивида, а всех людей вообще – например, концепция Вернадского (смысл жизни человечества в создании ноосферы и избегании губительного воздействия техносферы). Среди прочих можно перечислить такие «смыслы», как самореализация, карьерный рост (философия прагматизма) и даже бессмертие.
     

    На теме бессмертия стоит остановиться подробнее, поскольку оно очень по-разному понимается в различных философских построениях. Выделяют бессмертие актуальное, то есть вечную жизнь отдельно взятого индивида. Особое развитие это направление получило после исследование академика Скулачева и американских исследователей, пытавшихся нокаутировать гены, ответственные за апоптоз. Близко к этому пониманию также понимание продолжения жизни в своих потомках, действительно, все организмы – это всего лишь оболочки, машины, защищающие своих хозяев (геномы) и судьба одной такой машины не играет существенной роли в борьбе геномов за выживание. Поэтому передача генетического материала своим детям – не что иное, как действо под контролем своего генома.  Часто во многих системах философии фигурирует информационное бессмертие, как передача будущим поколением своих мыслей, трудов и чувств (например, художественные картины или музыка). Ну и конечно, не стоит забывать про бессмертие религиозного толка – бессмертие души (или духа).

    Что касается того, какой же смысл жизни истинен: здесь ответа нет и быть не может. Еще раз напомню – философия это валюативное знание, во многом определяемое системой координат нравственных ценностей отдельного индивида. Какой цвет лучше – синий или зеленый?



  • Претензия к философии

  • Утечка



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи