Ноя
11

Обводный канал




  • Безымянный 27625

  • Прага. Туристическая мекка.


  • Новой станции метро "Обводный канал", вероятно, суждено стать самой ностальгической станцией ленинградского Ордена Ленина Метрополитена имени В.И. Ленина петербургского метрополитена. Оформление ее станционного зала состоит из мозаичных или художественных (я точно не знаю) панно, на которых изображены, различные петербургские здания, с которыми, собственно, и ассоциируется у любого петербуржца район Обводного канала. Я доподлинно знаю, что там, например, есть панно с Красным Треугольником. Вопрос: сколько изображенных на оных панно зданий доживет до момента открытия станции? Я думаю, что, по крайней мере, не все... например, Фрунзенского универмага мы точно скорее всего не досчитаемся (хотя он там, может, и не изображен). А ведь не стоит забывать, что планы по закатыванию Обводного канала в асфальт и устройстве таким образом на всем его протяжении многополосной автомобильной скоростной трассы давно торчат у городских властей как шило в одном месте...

    В связи с этим, я горжусь тем, что смогу, если эти *** это все сотворят (*** они такие), рассказать своим детям и, может быть, даже внукам (если доживем), что я в своей жизни прошел Обводный канал от начала и до конца. Звучит очень гордо, хотя если вдаться в частности -- хвастаться, конечно, не чем: я наверняка не одинок в этом плане, поскольку ходил, так сказать, по нему частями, в разное время и при разных обстоятельствах... Но я его прошел, и он запечатлен в моей памяти: правда, эпизодами, как кино.

    Вот, я маленький, мы с мамой стоим с сумками на Лиговке, на трамвайной остановке у Московского вокзала и ждем трамвая... Раннее утро играет причудливыми солнечными пятнами на крышах домов, небо над площадью Восстания ясное, очень свежо. Мы едем в Пушкинские горы, или в Псков, или в Новгород: это не так важно, мы едем туда на автобусе с автовокзала. Еще не построили метро Лиговский проспект; да, и даже после того как его построили -- ездить на автовокзал с Гражданки все равно было быстрее на трамвае по Лиговскому от Московского вокзала. Солнце весело заглядывало в чистые трамвайные окна, и игриво пряталось за листвой деревьев, растущих в аллее, по которой тогда ходили трамваи... "Катит весело трамвай посреди аллеи"... этого уже не вернешь. Теперь до автовокзала нужно идти пешком от метро Лиговский проспект. Можно пойти по Лиговке, а можно сделать небольшой крюк и дойти по Транспортному переулку и улице Черняховского... там гораздо тише, и идти приятнее. А так -- вечно бежишь по Обводному от Лиговки к автовокзалу, сумки тяжелые... а мимо едут машины. Сейчас это место какое-то очень тревожное: раньше оно таким не было. И автовокзал был другой: задрипанное здание годов 60-х... в общем, конечно, правильно, что автовокзал реконструировали. Но это отдельный разговор...

    Или вот, такое же солнечное ленинградское утро. Мы опять спешим с сумками. Но на сей раз от метро Балтийская к Варшавскому вокзалу... Мама или бабушка ворчит про то, как плохо уезжать с Варшавского вокзала: потому что бежишь вечно к нему эти несчастные полкилометра с сумками и боишься, что опоздаешь. Конечно, никто никуда не опаздывает... мы приезжаем даже раньше. А сейчас с Варшавского вокзала вообще никуда не уедешь; нет Варшавского вокзала...

    Или, например, солнечное апрельское утро. Снег уже растаял, и поэтому на улицах много-много пыли -- песка, которым зимой обильно посыпали улицы. Проносящиеся мимо меня машины влекут за собой тучу песка. Я невольно уворачиваюсь, яркое весеннее солнце слепит мне глаза. Я учусь в 11 классе и прогуливаю школу в этот день. Я решительно иду на автовокзал... Его как раз тогда реконструировали -- и кассы располагались в каком-то одноэтажном неказистом здании. Я шел узнавать, сколько стоит билет до Новгорода. У меня была тогда идея-фикс: съездить на день в Новгород, рано утром уехать и вечером вернуться. Идея была вполне реальная, с учетом лишь того, что нужно было выбрать день, в который, собственно, замотать школу, придумать отговорку, чтобы не прийти из школы в обед, и замотать вечером подготовительные курсы... Это все помимо того, что само такое путешествие было довольно-таки опасное: хотя, не знаю... В Новгороде я и сейчас ориентируюсь очень нелохо, а тогда делал это еще лучше. Правда, со мной могли что-либо сделать какие-либо криминальные элементы, или милиция замести, но я все же не такой уж малолетка был, а одинадцатиклассник, мне 16 лет было -- по крайней мере, я тогда так рассуждал. Скажу, что в Новгород таким образом в итоге я не поехал, а поехал в Выборг, причем, в воскресенье и с согласия мамы... очень неплохо тогда погулял по Выборгу и Монрепо.

    Когда я прогуливал школу на весь день (не первые два урока, или три, а весь день) -- у меня было несколько проблем: куда пойти в это время и как в таком виде не нарваться на родителей. Остальное меня как-то мало интересовало... К концу года в 11 классе я прогуливал достаточно часто -- нагрузок было очень много, учиться совершенно не хотелось, -- а хотелось копаться в себе и сочинять стихи.... И вот, я гулял. Узнав, почем были билеты до Новгорода, я решил дойти до Александро-Невской Лавры пешком: ну, не ехать же в школу, честное слово (мне сейчас жаль, что мне тогда не приходила в голову мысль кататься на трамваях).

    И я пошел. Надо сказать, мне казалось, что Лавра была ближе... но я не сильно тяготился: во-первых, я никуда не спешил. Во-вторых, я был (я и сейчас, в общем, собственно) ходок, и поэтому шел и шел... Я шел по северному берегу, тогда как южный меня привлекал гораздо более. Там были какие-то пустые пространства, там у Обводного канала не было набережной, там были старые заброшенные и не только заброшенные промышленные здания -- высокие элеваторы, там было свободно, тогда как мне приходилось идти по довольно узкому тротуару между стеной домов и заборов и потом летевших мне навстречу автомобилей -- в том числе и грузовых, которые влекли за собой пыль и смрад -- нельзя было дышать свежим воздухом, из-за выхлопных газов вообще весной не пахло и было душно. Я прошел мимо семинарии и не догадался срезать угол -- я тогда не знал, что там довольно удобная дорожка... И поэтому я дошел до тогдашнего здания гимназии при Институте богословия и философии. Там учился Юра Якорь ([info]jakor). Я постоял около крыльца, думая как можно будет вытащить Якоря и удивить его; потом решил, что ну это все, и пошел дворами в Лавру... что я делал в Лавре -- уже не помню точно. Помню, купил какое-то антикатолическое сочинение авторства де-Скороховского; а что было после -- не помню. Да и не важно, к Обводному каналу это не имеет никакого отношения...

    Или вот, идем мы уже летом того же 2002 года с Наташей ([info]abu_liberal) по северной стороне Обводного канала от Измайловского к Балтийской... Я до этого сидел у нее на работе, потом мы скорее всего ходили на Мессу в архикафедральный собор Успения П.Д.М., потом еще сидели на работе и совсем поздно вечером уже вместе ехали к ней домой: я тогда жил у нее, у меня дома был потоп и там после этого делали ремонт. Хотя вечер и был поздний -- на улице светло, белые ночи. Небо однако не голубое, а какое-то белесое, и вообще на улице прохладно... Помню, однажды, один Наташин коллега шел вместе с нами до метро и рассказывал, как в 1991 (или каком-то таком году) они подговорили какого-то пьяного водителя экскаватора снести статую Ленина у Варшавского вокзала... Рабочий в итоге согласился, но что-то у них там не сложилось (троса, что ли, не было), и статуя так и осталась стоять на том месте, указывая на Измайловский проспект, уже до тех времен, когда Варшавский перестал быть вокзалом, а стал развлекательным центром. Мы говорили о религии, Боге, петербургских католических делах, потом по небольшому пешеходному мостику переходили на южный берег Обводного и спускались в метро...

    Или вот, -- мы с Аней уже почти полгода вместе, и в яркий солнечный весенний день поехали от Балтийского вокзала гулять на Канонерский остров... Ехали мы довольно быстро, хотя в другую сторону была пробка, и трамваи, ехавшие из Морского Порта стояли в пробке среди грузовиков и фур... На обратном пути мы вышли где-то в самом конце Обводного и дальше пошли пешком... Пробки уже не было, и набережная Обводного канала не была заполнена машинами (хотя на подходах к Балтийскому их стало больше). Небо было высокое и лазурно-голубое, на нем не было ни облачка... Сам Обводный канал нес свои воды в Екатерингофку весьма неспешно, вода в нем была тошнотворного мутно-зеленого цвета, и дно Обводного явно было весьма неглубоко... Я шел без шапки, ветер легко трепал меня по голове. Солнце приветливо подсвечивало старинные стены промышленных зданий по обе стороны Обводного... Мы зашли в магазин при Красном Треугольники, посмотрели на галоши и разные другие обувные изделия... Это был момент, когда Красный Треугольник уже почти закрылся, но еще что-то делал. Через какие-то полгода или что-то типа того, он прикроется окончательно, и его огроменная территория окажется практически полностью заброшенной...

    Мимо такого Красного Треугольника я уже ездил на трамвае: на 14-м, от Выборгской и до Екатерингофа... была суббота, и мы все вместе -- я, Аня и Сережа -- поехали туда гулять. Была ранняя весна, было довольно холодно; ехали на трамвае мы долго -- часа полтора. Назад добирались на метро. А потом однажды я летом -- мои уехали отдыхать, а я остался один. И вот Паша Карагин ([info]pavel_karagin) пригласил меня на ночь составить ему компанию -- он работал сторожем в детском садике на Юго-Западе. Мы затоварились пивом, орали бардовские песни часов до двух, переорав и распугав местную шпану, которые что-то там бренчали на гитаре на территории оного садика, и вырубились. Рано утром мне надо было на работу, и я часов в 7 уехал оттуда, сел на трамвай, доехал до Автово, и на Кронштадтском трамвайном путепроводе заметил позади нас следующий парковым рейсом вагон 14-го; а мне как раз надо было до Выборгской. я подумал: когда еще будет судьба прямо из Автово доехать до Выборгской. и сел в него... мы долго и нудно ехали по Нарвской стороне, вагон сильно трясло -- пути там и на Обводном оставляли желать лучшего. Лишь на Измайловском вагон разогнался, а после мы вообще полетели по Загородному, Марата... Я заснул -- проснулся уже на Литейном мосту. Это была моя последняя трамвайная поездка по Обводному и Измайловскому. Через полгода эту линию демонтировали.

    Или вот, -- пригласила меня как-то в гости Саша Романова ([info]mdechourchegne), и мне к ней на Московскую нужно было добираться все от того же автовокзала. Я не придумал ничего лучше, как идти по набережной Обводного до Московского проспекта и там, на Фрунзенской сесть в метро и доехать до Московской. 16 трамвай, ходивший по Обводному, от Лиговского до Московского уже отменили: по Обводному ходили лишь редкие парковые рейсы, поэтому на трамвай я не расчитывал, да и мне интереснее было пройти пешком... Я шел на встречу закату. День этот был облачный, но с просветами, и солнце садилось в тучи на горизонте.... Горизонт был тускло-оранжевый, а тучи на нем черные; все вокруг было освещено таким же сумеречным светом, и позже зажглись фонари. На середине пути нагнал меня какой-то пожилой, но крепкий и упитанный мужик. Берет меня под руку, я руку отнимаю: думаю, грабить будет (я как раз Боровую перешел), ускорил шаг. Он идет рядом, не отстает, "привет!", говорит. Я ему без энтузиазма, не смотря ему в глаза: "Добрый вечер!". "Куда идешь?" -- "К  метро!". "Кем работаешь?" -- "Программистом." "Ну, и как у Вас, есть работа?" -- "Да, есть, говорю, не жалуюсь". Он спрашивает: "Да? А я", -- говорит, -- "думал, вот куча вас программистов развелась -- как же вы все себе работу находите?". Я промолчал. Он продолжил: "А вот у нас на работе народу мало работает, я", -- говорит, -- "на заводе работаю. Меня мужики в магазин за водкой послали. А в юности -- я тяжелой атлетикой занимался", -- он показал мне здоровенный кулак, -- "вон, вишь, а теперь вот на заводе вкалываю... Ну, ладно, говорит, пока!" -- и убежал через пешеходный мост на другую сторону Обводного, видимо, в магазин. До Московского я уже дошел без приключений: правда, совсем почти стемнело -- стало трудно любоваться Обводным....

    Вот и почти и кончилась пленка. Я потерял линию повествования, эпизоды наскучили зрителям. Конечно, я рассказал не все, но об этом можно рассказать и как-нибудь в следующий раз... Стемнело, стало трудно любоваться Обводным. Так и память моя темнеет, а на темном экране загорается белая надпись "конец фильма". Но можно ли будет снять продолжение для него? Бог весть...



  • Безымянный 27625

  • Прага. Туристическая мекка.



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи