Ноя
11

Петрарка




  • Самая полная коллекция исторической статистики России-СССР.

  • Самые популярные рецепты кофе


  • Как удивительно сплющивается время, спрессовываясь в исторический «блин». Мы можем воспринять глубину пространства нескольких ближайших поколений. А дальше все видится в едином слое, условно распределяясь по векам.

    Теперь, мой очередной artifact. Причем, мой личный. 
    Я несколько раз (и для разных людей) повторил историю о том, как Петрарка (1304—1374) посадил кипарис на могиле Данте (1265 — 1321) и этот кипарис простоял там до 17 века, являясь одной из достопримечательностей.
    И вот этот мой рассказ является абсолютным artifact’ом! Все было не так.  На днях перечитал этот эпизод из биографии Петрарки…
    Петрарка действительно посадил дерево на могиле великого поэта, своего предшественника. Но!
    Было в действительности так. Находясь в Неаполе, Петрарка находит некий античный фамильный склеп, на месте которого по преданию (ничем не подтвержденному!), был похоронен Вергилий. И Петрарка в этом месте сажает лавр. Лавр живет долго, его как достопримечательность показывают путешественникам в 19 веке.
    Итак.
    Данте – поэт и великий предшественник, но не «властитель дум» для Петрарки, как Вергилий, а автор средневековой космогонии.
    Кипарис – дерево печали и памяти, а лавр – дерево славы.
    Простояло дерево до 19-го века, а не до 17-го.
    Какая «последовательная» интерпретация этого факта произошла у меня в голове – все переврал!
    И объяснение этому я вижу в том, что воспринимаю эту историю в контексте смыслов, связанных с утратой памяти, проблем нашей «укороченной» памяти (чему привел наглядный личный пример). А Петрарка мыслил в контексте прославления «великого прошлого».
    В этом смысле символы «кипарис» и «лавр» – антагонисты.
    Получается, что для меня история с лавром, была нужна как история с кипарисом.
    Поучительный опыт.

    Я последнее время нахожусь под впечатлением от личности Петрарки. Но не от его любовной лирики, а совсем от другой деятельности, в свете которой и лирика может пониматься несколько иначе. Этим летом по дороге в Авиньон я спросил у куратора нашей поездки – существует ли некая опись культурного наследия Прованса и, если есть, то когда ее начали составлять. Ответ меня удивил – систематически описывать наследие в Провансе начал Петрарка! Оказывается его страстный интерес к античной истории, к личностям Цицерона и Квинтилиана, великим римским риторам, заставила его организовывать много лет поисковую деятельность и последовательно описать все, что в то время хранилось в монастырских библиотеках, у собирателей и антикваров. Появилась качественная опись литературного наследия и, соответственно, реестр значений, которые отбирала душа философа. Я не оговорился. Я думаю, что Петрарка – философ, использовавший поэзию как исследовательский инструмент.
    Поясню. Интерес Петрарки к историческим основам риторики и к ее основному методу – искусству памяти (а Петрарку современники характеризуют как знатока этого искусства), невольно подталкивают к совершенно неожиданной гипотезе – не являются ли сонеты и канцоны опытом создания особого инструмента для занятий искусством памяти, инструмента, «схватывающего» мимолетность жизни? Похоже, это был великий 30-летний эксперимент, приведший в будущем к стольким побочным эффектам, воплощенным в форме лирической поэзии, романтизма и т.п.

    В пользу моей гипотезы говорят и его Триумфы („Trionfi“), написанные в соответствии с дидактическим строем искусства памяти. Вот последовательный ряд, в котором последующее побеждает предыдущее: «Триумф Любви (над человеком)» < «Триумф Целомудрия» < «Триумф Смерти» < «Триумф Славы» < «Триумф Времени» < «Триумф Вечности». Хорошая страничка посвящена Триумфам в Wiki.
    Если принять эту гипотезу, то Петрарка избавится, наконец, от ауры безнадежно влюбленного романтика, и станет тем, кем он и являлся при жизни – великим философом, историком, лингвистом и теоретиком, разработавшим оригинальную мемотехничекую методологию, позволяющую удерживать для себя и делать воспринимаемыми для других мимолетности, из которых состоит жизнь.

















  • Самая полная коллекция исторической статистики России-СССР.

  • Самые популярные рецепты кофе



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи