Ноя
10

Пиноккио Жоэля Помра




  • Супертелеоптика: сводный обзор длиннофокусных объективов

  • Самые популярные рецепты кофе


  • Всегда интересно, за что подцепит режиссер классическую историю, чтобы вытащить ее на дневную поверхность. Тем более, если этот режиссер - Жоэль Помра, вторжение в сказку начинающий с текста.
    Сказка Коллоди замешана, с одной стороны, на плутовском романе, а с другой - на христианской этике. В ней есть и Библейская образность - Пиноккио во чреве кита, и итальянская сентиментальность, и мистицизм, и отголоски комедии масок, и наивная воспитательность. Назидательность уравновешена фантасмагорическими приключениями и площадной грубостью. Это многослойная сказка и очень европейская. В отличие от нашего Буратино с его детским очарованием и чертами классового героя, Пиноккио - неотесанный бродяга и плут, пикаро, настоящий моральный урод. Но ключевой момент сказки Коллоди - его перерождение из деревяшки в настоящего мальчика. Он скатываеся на дно, доходит до отчаяния, раскаивается, а потом воскресает, очерчивая путь становления любой души, от мертвого к живому.
    Что же вытаскивает Помра? Ему интересен социальный срез, он акцентирует горизонталь неблагополучных семейных отношений, очень прозаических и узнаваемых. Ужесточает грубость и резкость прагматичного Пиноккио, которого Джепетто выпиливает из полена бензопилой. Вводит сценку в школе, весьма удачную, надо сказать(этот класс с детьми-манекенами отсылает к "Мертвому классу" Тадеуша Кантора), в которой аморальный одноклассник Пиноккио измывается над учителем. И т.д. На сцене царят тревожные потемки; темно, тоскливо и опасно в большом мире, куда Пиноккио сбегает из своей нищей комнаты. Фея выговарвает Пиноккио за его проступки как терпеливая учительница с хиловатым для злого подростка авторитетом. Перед такой может быть лишь слегка неловко. Даже на ходулях она не выглядит сколько-нибудь харизматичной. Вообще, та серьезность, которой нам часто не хватает в детских спектаклях, предстает тут в унылом обличье. Ждешь, что хотя бы Страна бездельников и вечных каникул развернется в самостоятельную яркую картину, но и этот эпизод не прерывает ход торопливого рассказа. Он подан намеком: шум детских голосов и дискотеки проносится за пестрым занавесом. Детей временами забавляет лишь остроумная режиссерская отсебятина: так, грандиозную, всепоглощающую утробу кита Пинокко и Джепетто используют как супермаркет. Эх, тут бы можно сыграть такую сценку! Но нет, нас держут в рамках сугубо повествовательного жанра. Кстати, перевод с французского скверный.
    Ради чего же "Пиноккио" превращен в дайджест? Ради нравственной коллизии. Но она здесь только притворяется главной. Нам объясняют: поймите, "обманывать очень и очень плохо". Помра дает беспафосную, задушевную интонацию: ребята, давайте жить дружно, иначе можно здорово влипнуть, может вырасти неподходящий нос, а это больно, в конце концов. Выходит довольно-таки неубедительно и плоско. Чем объяснить желание Пиноккио перемениться, если вертикаль коллодиевой сказки вынесена за скобки? Если загадочная, капризная, но втайне покровительствующая герою Фея, его ангел-хранитель, в этом спектакле - сама заурядность.
    На уровне художественного приема спектакль иллюстративен. То ли дело "Торговцы", которых Помра привозил несколько лет назад на московский фестиваль NET! Это спектакль о безработице, сделанный на документальном материале и на первый взгляд остросоциальный. Но там, в зазор между тем, что наивно и взволнованно говорила рассказчица и тем, что происходило на сцене, сквозило навыразимой горечью. Колоссальный драматический эффект достигался тем, что повествование полностью расходилось с действием. Потеря места на фабрике, самоощущение безработной женщины рядом с работающими - все это разрасталось до экзистенциальной проблемы. В "Пиноккио", где также есть Рассказчик и действие, зазора не получается, а получается тождество. Излюбленный режиссером прием здесь практически не работает.






  • Супертелеоптика: сводный обзор длиннофокусных объективов

  • Самые популярные рецепты кофе



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи