Ноя
11

Покровские ворота




  • Снять офис в Москве.

  • 185 отечественных фильмов, которые стоит посмотреть


  • В прошлую пятницу сходили на спектакль "Покровские ворота"; что называется, не выдержала душа поэта. Шесть лет не был в театре (детские постановки в счет не берем, но и там лично я бываю не часто)... И сходили. Конечно, понравилось. Хотя, если честно, ощущения весьма смешанные. Конечно, с фильмом театральную постановку сравнивать не совсем корректно... кроме того, что Козаков в фильме многое добавил от себя, кое-что пересмотрел и в таком виде увековечил Покровские ворота. Фильм, безусловно, никто не переиграет, и если у кого-нибудь поднимется рука снять "Покровские ворота-2" (а-ля "Иронии судьбы-2"), -- типа, а что ж там стало с Хоботовым и Людочкой, -- я буду первым, кто воскликнет: "Довольно! Вы мне плюнули в душу", -- и воплощу оное ответное действие в жизнь (конечно, не в отношении души, а чего-нибудь более земного).

    Признаюсь, театральный критик из меня никакой. Если кому интересно мнение профессионала -- загляните сюда. Да и, как я уже говорил, шесть лет в театре я не был. Однако меня не покидает ощущение некой подвешенности в воздухе этой театральной постановки. Все-таки "Покровские ворота" -- эта пьеса, говоря совсем прямо, о москве и москвичах... а если непосредственно -- некая ностальгическая повесть об ушедшей Москве 50-х годов. Конечно, в спектакле "атрибуты" 50-х годов присутствуют -- но Москвы нет совершенно. Конечно, может быть, вся эта московская "подоплека"  и не нужна -- тем более, что если в 80-х годах были зрители, которые это понимали, у них рождались воспоминания -- свои или в пересказе людей старшего поколения, -- конечно, сейчас таких людей практически совсем нет, но без "московскости" пьеса кажется вырванной из контекста. Собственно, текст пьесы изобилует лирического рода речитативами голосом Костика о Москве, ее районах, временах года (напомню, сюжет построен на этом) и москвичах относительно всего вышеперечисленного... На мой взгляд, эти лирические отступления совершенно невозможны, и, допустим, Козаков совершенно прав, что убрал их из фильма (все, кроме первого, которое звучит в начале -- и последнего, которое звучит в конце; он даже ввел для произнесения их в фильм отдельного персонажа -- Костика в возрасте, роль которого исполнил сам), и заменил их песнями Окуждавы с соответствующими эпизодами, показывающими _ту_ Москву. Однако если убрать совсем и ничем не заменить -- получается некий вакуум, в котором и звучащие песни о Москве, и различные топонимические отсылки ("моя жизнь чиста, я могу жить на Трубной площади", "открывается сезон в Лужниках", "в непосредственной близости от Покровских ворот") -- они совершенно непонятны и звучат искусственно. Все действие оказывается сосредоточено на драме Хоботовых...

    И причем, Хоботовых (Маргариты Павловны и Льва Евгеньича) прежде всего... Остальные персонажи не выглядят в постановке какими-либо полноправными действующими лицами... Даже Костик, который, как кажется, и играет собственно всю партию. Надо, кстати, сказать, что таких персонажей как Соев и Анна Адамовна в постановке совсем нет. Савранского тоже нет, хотя он все время упоминается. Однако, даже и в фильме Савранский -- некий безликий человек с мотоциклом, но отказ от Соева приводит к нелепостям. Костик предлагает создать полотно непосредственно Велюрову: а зачем ему полотно? Он же мастер художественного слова... (с) Или же одна известная по фильму фраза звучит так: "... ваша сложность идет к вам, как к грузчику пенсне". Однако я проверил: в сценарии точно так же, упоминание Соева -- режиссерская находка Козакова. Анну же Адамовну действительно можно было бы удалить совершенно безболезненно -- с ней связан лишь один эпизод, в котором Костик произносит свою ставшей классической фразу: "Воздержание! воздержание! воздержание!"...

    Но, что ни говори, личная драма Хоботовых выражена лучше всего. В этой постановке режиссеру удалось раскрыть то, что в принципе не до конца раскрыто в фильме. Понимаешь, что Маргарита не просто тетка с неким понятием о "мировой гармонии", которое она рвется всеми силами воплощать, но и супруга, нежно Льва Евгеньича любящая. Конечно, по-своему, с учетом своего характера и прожитых лет жизни... но прежде всего любящая. В принципе, мне кажется, это главная удача режиссера в постановке и ради этого стоит сходить спектакль посмотреть тем, у кого я это желание отобью всем остальным изложенным... (Хотя, замечу в скобках, для раскрытия данной темы режиссеру пришлось придумать и вставить в спектакль одну отдельную сцену).

    Весьма интересна игра актеров. Федорцов в роли Льва Евгеньича весьма своеобразен, Елена Захарова в роли Людочки -- тоже весьма удачна, на мой взгляд. Борис Смолкин в роли Велюрова -- это вообще отдельный разговор... Хотя по ходу спектакля Велюров в ряде случаев маловыразителен, и в принципе иногда и не ясно, что он все цепляется к Костику, и кроме того, Велюров практически всегда почему-то под градусом, -- однако, я все эти минусы склонен приписать режиссуре, -- сам Борис Смолкин играет Велюрова очень талантливо, с душой, не переигрывая, -- приятно смотреть, одним словом. Велюров вызвал у меня наибольшую симпатию (хотя с Броневым, конечно же, никто не сравнится); и Людочка еще... все-таки Елена Коренева для роли Людочки уже была не так молода. Антон Багров в роли Костика абсолютно неудачен, Костик в его исполнении на студента аспирантуры не тянет (на гопника -- в самый раз), многочисленные гениальные фразы из его уст совершенно не звучат. Отсутствие нормального Костика -- это вообще большой минус.

    Но в целом все очень и очень неплохо, и даже хорошо. Сходить рекомендую всем: все-таки фильм мы всегда имеем возможность посмотреть, а спектакль -- не всегда. Жалко, правда, нельзя нам увидеть тот спектакль "Покровские ворота", который несколько лет шел в начале 80-х в Москве.

    p.s. тут еще -- глас народа, и тут, и тут еще... но справедливости ради надо сказать, что программки в нашем случае были (мы правда пожадничали и не купили).


  • Снять офис в Москве.

  • 185 отечественных фильмов, которые стоит посмотреть



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи