Ноя
11

Принятие решений и решение проблем.




  • Произведения Эшрефа Шемьи-заде

  • Безымянный 6685


  • Обратите внимание на деталь: сотрудники, сидящие напротив (одинаковые по статусу) одеты в одинковые пиджаки. На самом деле, в японских фирмах приянто всем одеваться одинаково. Без скидки на статус и званияОдним из базовых принципов организации японского общества является иерархия. В Японии почти нет равных. В любом случае, кто-то старше, а кто-то младше, кто-то чуть выше, а кто-то ниже. Классический пример отражения такой иерархии в японском языке – это отсутствие слов «брат» и «сестра». Их значения передают слова «старший брат», «младший брат», «старшая сестра», «младшая сестра». То есть нельзя просто сказать брат, надо обязательно обозначить, старший он или младший.

    Иерархия существует и в деловом мире. Иерархия фирм, отделений, сотрудников. Может показаться, что в подобной ситуации человек, стоящий на вершине этой системы имеет неограниченную власть, однако это не так. В Японии существует особая система принятия решений.

    Как уже отмечалось ранее, люди в Японии, как правило, определяют себя и воспринимаются другими как часть коллектива. И большие начальники в данном случае не исключение. Они чаще всего выступают как простые участники коллективного обсуждения проблемы и поиска решений. Часто при подписании важного документа к нему прилагается подписной лист с фамилиями многих сотрудников. И этот лист движется снизу вверх, собирая подписи всех имеющих к нему отношение работников, а последним свою подпись (точнее, личную печать) ставит руководитель.

    путь одного документаРешения в большинстве японских фирм принимают на основании консенсуса. Этот метод можно противопоставить методу большинства, а также единоличному решению начальником ключевых вопросов. Консенсус подразумевает, что во время заседания по определенному вопросу никто из участвующих не высказывается против. Как достичь подобного результата? Для его достижения необходимо поговорить со всеми участниками заранее, узнать их мнения, учесть их критику, а само заседание имеет скорее церемониальное значение. Такая подготовкаПроцесс согласования может потребовать больше времени и энергии, чем поиск решения проблемы называется "нэмаващи" или "окапывание корней".
    Подобный процесс принятия решений требует огромных временных затрат, однако, с другой стороны, он обеспечивает коллективную ответственность и знание дела всеми участниками процесса. Поэтому работая с японцами, не следует ожидать, что решения будут приниматься быстро, в момент переговоров. Зачастую ваш собеседник, какого бы высокого ранга он ни был, не захочет или не сможет принимать решение, не посоветовавшись с коллегами.

    Другим базовым принципом общественных отношений в Японии является стремление к гармонии. Понимание этого принципа позволит избежать многих проблем. Практически все сводится к простым правилам:

    1)                 будь как все, старайся не отличаться и не выделяться (ни в хорошем, ни в плохом смысле);

    2)                 воздерживайся от однозначных суждений;

    быть слишком умным вредно3)                 говоря что либо, старайся поставить себя на место собеседника и «понять его чувства», предугадать, что он почувствует, услышав твои слова (один из самых приятных комплиментов, которые мне делали в Японии, это то, что я «понимаю чувства других»);

    4)                 никогда не говори однозначного «нет» и имей ввиду, что «может быть», «наверное», а иногда даже «да» в японском контексте порой означают «нет».

    5)                 не критикуй напрямую (критика в адрес чего-либо, имеющего отношение к собеседнику – фирмы, города, научной теории и.т.д. – может быть воспринята как личное оскорбление, при этом собеседник не подаст виду).

    Если же у вас возникла какая-то проблема с японцем или японцами, то для ее решения лучше всего найти посредника. Не стоит подходить к человеку и пытаться решать с ним проблему напрямую. Это может только усугубить положение дел.

    Приведу в пример историю, рассказанную мне одним канадцем, который уже более 20 лет живет в Японии.

    «Когда я только начинал работать в университете Хоккайдо, в соседнюю со мной квартиру въехал готовящийся к поступлению в университет «ронин» (так в Японии называли самураев, слуг убитого феодала, а теперь так обозначают выпускников школ, которые не смогли поступить с первой попытки в престижный университет, и проводят год или несколько лет, занимаясь на подготовительных курсах). Мне тогда надо былоронин классический.... каждый день рано вставать и идти на работу, а в соседней квартире, что не вечер, то вечеринка. Причем заканчивались эти вечеринке в районе 4 часов утра. Я подождал неделю, две недели, но вечеринки так и не прекращались, и однажды вечером, точнее ночью, я постучался в дверь соседней квартиры. Я старался быть максимально вежлив и объяснил мальчику, что мне каждое утро по будним дням надо рано вставать на работу, поэтому я был бы очень благодарен, если бы он заканчивал вечеринки пораньше. Не говоря ни слова, он закрыл дверь.

    На следующий день ко мне пришел хозяин дома, в котором мы снимали квартиры, и спросил, зачем я «напугал мальчика». Я начал оправдываться, рассказал о вечеринках, объяснял, что я старался быть как можно мягче. Хозяин дома попросил меня в следующий раз, если такое будет повторяться, обо всех проблемах говорить ему, а не беспокоить людей.

    ...и ронин современныйИ вечеринки прекратились. Позже, когда я случайно встретил владельца дома на улице, я подошел его поблагодарить за то, что он поговорил с мальчиком, и вечеринки прекратились. На что он мне ответил, что с мальчиком он не говорил. Он позвонил его маме, та позвонила отцу, а отец позвонил мальчику. Вот по такой длинной цепочке решалась такая простая проблема».

    Я мог бы рассказать еще не одну подобную историю. Однако главный вывод уже понятен: если у вас возникла проблема, постарайтесь найти посредника или посредников и избегайте прямых «разборок». Потому что, прибегая к последнему методу, вы рискуете не только не решить проблему, но и серьезно уронить свою репутацию в глазах других.

     




  • Произведения Эшрефа Шемьи-заде

  • Безымянный 6685



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи