Ноя
11

Про обработку фотографий.




  • Дневной дозор

  • Чёрно-белые заметки


  • В последние несколько лет в среде свадебных фотографов набирает обороты такое движение типа «цветокоррекция 3000 фотографий за 4 часа». Эта тенденция меня уже давно смущает. И вот почему.
    Сегодня практически каждый может взять в руки автоматическую камеру и сразу же начать снимать. «Вы только нажмите на кнопку, – обещает фирма изготовитель, – мы сделаем все остальное». Причем снимки, которые ему, каждому, напечатают в минилабе, будут выглядеть в точности как настоящие. Да и чем он отличается от фотографа–профессионала, который снимает такой же камерой и ходит в ту же лабораторию?
    Если раньше учиться фотографировать нужно было многие годы, сегодня из трех китов, на которых всегда держалась фотография – съемка, обработка пленки и печать, остался один, это фотосъемка.
    Причем время «умеющих снимать», по всей видимости, кончилось, снимать сегодня умеют все, потому что «умеет» сама камера. Это как самопишущая ручка, о которой всегда мечтали графоманы всех времен и народов. Количество настоящих фотографов, естественно, не увеличилось и увеличиться не может, зато количество средних, полупрофессионалов возросло необыкновенно. Они со своей «умной» камерой берутся за любую работу и соответственно уровень фотографии в периодических изданиях и на выставках опустился до среднего и ниже.
    Коренным образом изменилась свадебная фотография, портрет. Изображение с цифровой камеры поступает на монитор в готовом виде. Больше нет волнующих сюрпризов на фотопленке.
    Традиционную фотографию можно рассматривать как игру, это некая процедура с отложенным результатом. Предварительно определяются место и условия съемки, потом делается ход – нажимается кнопка затвора. Но в результате ничего видимого не происходит: снимок может вообще не получиться (проигрыш), может получиться как ожидалось (выигрыш), но может получиться и то, что не предвиделось совсем и превосходит все ожидания (крупный выигрыш). Пленку еще нужно проявить, высушить, затем напечатать. И в течение всего этого процесса фотограф испытывает весь комплекс ощущений азартного игрока: ожидание, волнение, разочарование, радость. Потом это повторится еще раз при печати.
    Отрицать прогресс нелепо. И все же...
    Вот совсем еще недавно фотограф сам проявлял и печатал снимки, более того, многие реализовали свое понимание фотографии именно в печати. Фотография без авторской печати – все равно, что музыка без исполнения. Негатив – это только ноты, а творческая печать – интерпретация исполнителя.
    Работа с файлом после съемки – это тоже как бы печать, но то, что при обычной печати было невозможным (убрать дерево или человека), здесь легко и доступно. А значит, возможностей больше, больше соблазнов, и следовательно, больше греха, если под грехом понимать откровенно плохие, надуманные, невнятные фотографии в результате.
    Ну, а человек, который никогда не видел, как на бумаге в проявителе возникает изображение, – все же это не фотограф, а скорее нажимальщик кнопок. Я лично категорически против оголтелой автоматизации в обработке фотографии. Если фотография пойдет по этому пути, пропадет авторская фотография, авторский почерк, узнаваемость фотографа. Такое ощущение, что вся свадебная рать фотографов неумолимо движется к пресловутому бомбиле в сезон.
    Может все не так плохо и это только моё ощущение?












  • Дневной дозор

  • Чёрно-белые заметки



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи