Ноя
10

Пространство богослужения




  • Безымянный 6685

  • Произведения Эшрефа Шемьи-заде


  • Богослужение обычно воспринимается как нечто, происходящее скорее («в основном») внутри храма, за редкими исключениями наподобие пасхального крестного хода или освящения воды на реке в праздник Богоявления.  Отдельный и достаточно изученный в архитектуре вопрос – организация храмом окружающего пространства. Менее очевидно – богослужебная организация внешнего по отношению к храму пространства; и – внешнее пространство как организатор богослужения. Так сказать, «дух места» и его влияние на богослужение.
    Вот пример сознательной организации пространства как проводника к богослужению – Игуменское кладбище на Валааме (организованное игуменом Дамаскиным после того, как закончилось место на старом кладбище в центральной усадьбе). К кладбищу ведет аллея – сначала более светлая пихтовая, затем более сумрачная лиственничная, затягивающая в свою атмосферу, «отключающая» от всего внешнего.
    240
    Центр кладбища – холм (искусственно созданный), на котором храм всех преподобных отцев, в посте и молитве просиявших. Последовательно «исходим из мира» - из аллеи – в ограду кладбища, внутри ограды – на холм к храму.
    240
     
    За храмом – центральное небольшое пространство, где похоронены отцы-игумены, с противоположной, северной, стороны отгороженной звонницей.
    В этом месте просто «напрашивается» лития. Богослужение, которое в обычном всенощном бдении, признаюсь честно, несколько утомляет перечислением имен, в котором так долго «ничего не происходит», ничего зрелищного и разнообразного, именно здесь становится понятным и сродным душе. Храм преподобных отцов – прославленных Церковью, могилы игуменов и братии – святых своей жизнью, и долгое, долгое воспоминание поименно каждого, чье имя сохранилось в нашей памяти и в памяти Божьей. (На Валааме, кстати, особенно долгое перечисление святых на литии – валаамских, коневецких, оптинских, аляскинских, так или иначе связанных в своей судьбе с Валаамом). Времени здесь нет, есть святость и подвиг торжествующие.

     

    240
     
    Обратная дорога по той же темной аллее, но совсем другое впечатление – к сегодняшнему от вечного, к яркому свету от тихого, к трудам и будням, к монастырским мастерским, центральной усадьбе монастыря, к собору, к Ладожскому озеру, к делу, к действию.

     

    240
     
     
     





  • Безымянный 6685

  • Произведения Эшрефа Шемьи-заде



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи