Ноя
11

Роль ереси в формировании моей личности :)




  • Безымянный 27625

  • Важно! Всем! Перекличка чеченской блогосферы.


  • Если бы мне, как в начале книг, можно было высказать свои благодарности тем, кто повлиял на создание этого поста – первой я бы упомянула свою маму, благодаря которой ко мне попали аудиокассета и оригинальное либретто рок-оперы Jesus Christ Superstar, а второй – Катерину positive_lit.  Ее тема «Прочтения и мнения» и комментарий о том, что происходит, «когда начинаются теории о том, что Иуда исполнил волю Христа» - как раз и побудила меня вспомнить об этом произведении, которое, безусловно, входит в пятерку наиболее сильно повлиявших на меня в сознательном возрасте художественных вещей.
     

     

    «Суперзвезда» зацепила меня, когда я училась на первом курсе. Не помню, с чего началось – с музыки или с текста, но все вместе принесло мне целую кучу открытий.

    Во-первых это, конечно, сама скандальная трактовка Евангелия. Родители у меня далеки от религии, и Евангелие я хоть и читала в старших классах, но в том возрасте восприняла это как что-то ужасно скучное, типа правильной родительской нотации.

    Но стоило мне только перевести пару наиболее понравившихся музыкально арий в «Суперзвезде» – и меня просто потрясли и заворожили предлагаемые идеи: что Иуда был самым мыслящим из апостолов; что, предавая Христа, он руководствовался не корыстью, а благом своего народа (и в том числе отчасти думал, что исполняет волю Христа); был ли Иисус на самом деле Богом, или же человеком, вообразившим себя Богом - и подобное, за что Церковь это произведение называет антихристианским.

    Подозреваю, что если бы я услышала такую в прямом смысле ересь в обычной беседе, я бы восприняла это просто как чье-то оригинальничанье. Но в «Суперзвезде» - волшебная сила искусства! – все звучало так сильно, так искренне, так убедительно! И я загрузилась. Легче всего было, конечно, просто принять позицию автора оперы – потому что звучало намного интереснее и рациональнее, чем нудные тексты Библии. Но я чувствовала, что мне явно не хватает информации о других точках зрения – и это побудило думать, читать, вырабатывать собственную позицию.

    Поэтому я искренне не понимаю – почему дискуссии вокруг персонажей должны быть «в рамках каких-то вариаций»? Что плохого в неожиданных предположениях типа «Иуда выполнял волю Христа»? Честно говоря, гораздо больше симпатии я испытываю к тем средневековым еретикам, которые создавали собственные апокрифы, подвергая сомнению вдалбливаемые очевидные истины, чем к их «законопослушным» соотечественникам, которые не трудились подумать самостоятельно.

    Кстати, в теме, которую подняла Катерина, тоже обнаружилось, что злодей Фролло («Собор Парижской Богоматери») умудрился вызвать большое сочувствие у ряда читателей, а в особенности – слушателей мьюзикла. Думаю, с одной стороны это влияние трактовки авторов мьюзикла (как и в «Суперзвезде»), а с другой это говорит о том, что убедительность персонажа и его способность вызывать симпатию гораздо больше зависит от художественной силы, с которой он выписан, чем от его «хорошести».

    Что еще мне дал Jesus Christ?

    Благодаря ему я начала воспринимать рок как музыку, и опять-таки вырабатывать собственные музыкальные вкусы (поскольку до института они практически совпадали с предпочтениями «значимых других»).

    Благодаря ему я впервые сама услышала, как именно музыка в опере может помогать передавать смысл, намекать на что-то, проводить параллели. Например – когда музыкальная тема одного персонажа вдруг начинает повторяться у его оппонента, и ты вдруг понимаешь – а они ведь говорят об одном и том же! Открытие, может, и банальное – но за восемь лет учебы в музыкальной школе я его не сделала (хотя наверняка что-то такое учила)

    Ну и дополнительный вкус к английскому, безусловно, опера у меня развила – если учесть, что я ее выучила наизусть и почти всю еще помню :)

     

    До сих пор «Суперзвезда» у меня относится к вещам, которые я внутренне называю гениальными. К сожалению, русская версия (в Театре им. Моссовета) меня разочаровала – может быть, поэтому я не встречала много таких же фанатов, как я, не все же будут раскапывать и переводить английский текст (да и известную кино-постановку не то, чтобы люблю – видеоряд отвлекает от текста и музыки).
    Конечно, со смысловой-религиозной точки зрения сейчас мне эта вещь показалась бы, наверное, почти примитивной, но в 18 лет это был просто космический рывок в моих религиозных представлениях. Кстати, следующий этап роста по этой теме тоже был связан с музыкой – но это был уже альбом «Нигредо» Калугина, нечто гораздо более сложное и глубокое.

    Пытаюсь вспомнить – а что еще входит в пятерку вещей, не просто любимых, но реально сильно повлиявших? «Властелин Колец», конечно… Может быть, «Крестоносец в джинсах»… Калугин… подумаю еще. А что у вас? (отдельно интересно мнение неразговорчивого evendym!)

     




  • Безымянный 27625

  • Важно! Всем! Перекличка чеченской блогосферы.



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи