Ноя
10

Традиционная культура…, часть 2




  • “Полонез Огинского”

  • 7.11 Классификация отказов при подтягивании на перекладине.



  • III. Исследованием традиционных культур занимаются представители нескольких ветвей науки (этнология и этнография, лингвистика, фольклористика, социология, антро-пология, история, экономика, биология, медицина, экология), которые в России разделе-ны, а в западной традиции обычно в целом называются «антропология». В зону внимания ученых попадают (по возможности) все сферы жизни в рамках традиционного уклада: тип хозяйства и природопользование, материальная и духовная культура, народное творчест-во, генезис этноса, его история и контакты с другими этническими общностями.
    Важность изучения сферы знаний (в том числе духовной культуры), накопленных традиционными культурами, осознана в современную эпоху, но цель этого изучения сами исследователи часто представляют размыто и нечетко. Попробуем описать самые общие подходы к исследованию этой сферы.
    1. Поскольку разрушение условий воспроизводства и бытования традиционных культур происходит давно и все возрастает, первой и самой очевидной задачей исследова-телей является собирание фактов традиционной культуры, максимально полная и систем-ная фиксация ее проявлений, уцелевших до наших дней. Методики такой фиксации де-тально разработаны во всех науках, занимающихся изучением традиционных культур, техническая оснащенность современного исследователя дает ему высокоточные, мощные и удобные инструменты для этой работы, развитие транспортной системы позволяет доб-раться абсолютно в любую точку планеты в разумные сроки и сравнительно безопасно. Остается только удивляться, почему собирательская работа во всех областях традицион-ных национальных культур во многих регионах идет кое-как - медленно, вяло, безграмот-но и на устаревших технологиях. Положить конец этому безобразию может только хоро-шая координация между собирателями, постоянный обмен информацией о полученных результатах (чтобы не повторять работу, уже проделанную другими), высокая квалифика-ция исследователей и достаточное финансирование. Отсутствие хотя бы одного из этих элементов сразу снижает эффективность работы, замедляет ее ход. Между тем, с каждым проходящим годом уменьшается число носителей и знатоков традиционной культуры, и затягивать эту работу на неопределенно долгое будущее – значит свести на нет ее осмыс-ленность.

    2. Как бы медленно и неорганизованно ни шло собирание материала, его необрабо-танные массивы всегда больше обработанных; научная фиксация наблюдений над народ-ной традиционной культурой ведется уже как минимум 250 лет, и даже самые старые ма-териалы еще не полностью обработаны и опубликованы. Коллекции, архивы, полевые дневники, рукописи десятками лет лежат мертвым грузом в хранении самых разных орга-низаций. Отсюда ясна значимость второй исследовательской научной задачи – система-тизация и обработка собранных данных. Для нее не меньше, чем для собирания, требу-ются квалифицированные работники, крупные финансовые затраты и современная техно-логия.
    Первая из задач архивистов – сохранение архивных материалов, часто находящих-ся в угрожающем состоянии – по причине ненадежности носителей, большого возраста коллекций, полученных ими повреждений (в результате пожаров, затоплений и т.п.), не-правильных условий хранения и других опасных обстоятельств. Бумага, старые фотогра-фии, восковые валики, магнитная пленка и прочие хрупкие и ненадежные носители соз-дают риск гибели обширных и ценных собраний; задача архивистов – копировать данные на более надежные носители и сделать максимально возможное по технологии число ко-пий. Эта работа в той или иной мере идет во всех крупных хранилищах, но она требует в десятки раз больше и людей, и техники, чем есть сейчас. Элементарная техническая ошибка здесь может привести к непоправимой утере ценного материала.
    Вторая задача обработки материалов – составление описаний и систематизация. Архив, не разобранный по принципу какой-нибудь классификации, бесполезен и бес-смыслен. Для этого требуются грамотные хорошо подготовленные ученые, в идеале – опытные. На основании составленных описаний строятся научные гипотезы, делаются предварительные выводы в исследованиях, и систематизатор отвечает за точность и дос-товерность научных данных «на выходе».

    3. Третья задача исследований накопленных фактов – собственно исследование тра-диционных культур, опирающееся на публикации, архивные данные и собственные на-блюдения (если есть). Направления таких исследований настолько многообразны, что нет смысла пытаться перечислить их все; но с точки зрения непосредственной ценности для формирования новой (в перспективе - общепланетарной) культуры наиболее важны со-поставительные и синтезирующие исследования. Детальное описание одного явления – несомненно, важная научная работа, но она не является самоценностью, а служит ступе-нью к обобщающим исследованиям более высокого теоретического уровня. К сожалению, превратное понимание ценности научной работы приводит к тому, что в современной науке множатся частные описания, но ощущается явный недостаток сопоставительных работ на широком материале. Зафиксировать факт и дать ему истолкование (или описать его структуру) – слишком мало для действительного анализа явления. Сверхцель изучения традиционной культуры (как абстрактного явления) и конкретных культур как его мани-фестаций – создание «базы данных» человеческого опыта, на которую можно будет опи-раться в развитии общества, чтобы не изобретать заново ни колеса, ни пороха и не попа-дать в общественные тупики, испробованные многократно и изолированно разными куль-турами.
    Важное обстоятельство, которое сейчас во многом помогает такому изучению (равно как и собиранию, и систематизации), - это интеллигенция и научные работники, происхо-дящие из этносов, сохраняющих в довольно полной мере элементы своей традиционной культуры. «Свои» научные кадры – большая ценность для нации, и практически везде они востребованы – изучение родной культуры власти и общественность считают важной за-дачей, и вполне оправданно. Взгляд на родную культуру изнутри при сохранении объек-тивности и широты убеждений дает исследователю намного больше обычных возможно-стей достичь сверхцели научной работы (см. выше). Однако здесь есть опасность вредного перекоса, способного свести на нет результаты любой научной деятельности. Ощущая се-бя (хоть в какой-то мере) носителем культуры, исследователь нередко преисполняется чувством собственной повышенной значимости, возводит свой предмет исследований в абсолют и искусственно ограничивает область своих интересов, направление взгляда и способность к анализу того, что для него является частью повседневной жизни. Это лиша-ет его способности сравнивать, критично относиться к результатам своей и чужой работы, ведет к снобизму и гордости своей «самостью», «национально-духовной самосущностью» и прочими сомнительными достоинствами. Появляется тенденция противопоставлять свое чужому по признаку более высокого развития, более древней традиции, более совершен-ных морально-этических норм, и т.д. При этом даже от исследователей часто ускользает тот факт, что все современные живые культуры прошли достаточно долгий путь развития, чтобы один из них считались «архаичными», а другие – «развитыми». Это ни в коей мере не антонимы, и ценность исторического пути нации и ее культуры не зависит от того, зна-ла ли эта нация колесницу, умела ли печь хлеб или строить города, завоевала ли кого-нибудь из соседей и верит ли в единого бога. Такой перекос происходит от неверного по-нимания логики исторического развития, которое, к сожалению, часто встречается даже у очень именитых ученых. Еще хуже, что такие шовинизм и зашоренность нередко подают-ся по соусом любви к родине, а каждый безграмотный представитель данной нации может воспринять это как основание для ненависти к соседям и ложной гордости собой.

    4. Последняя из задач науки (по месту, но не по важности) – это публикация соб-ранного, обработанного и изученного материала. Иногда она предшествует глубокому ис-следованию (и служит основой для него), иногда – является его итогом.
    Нет необходимости говорить о значении публикаций материала (текстов, фотогра-фий, карт, видео и пр.); заметим только, что изданные материалы – это до некоторой сте-пени гарантия их сохранности на случай, если что-нибудь случится с архивным оригина-лом.

    Понятно, что все четыре вида задач при научном подходе к традиционным культу-рам взаимосвязаны и дополняют друг друга; рассмотрим теперь основные причины того, почему эти задачи, логически очевидные, выполняются далеко не всегда идеально. Фи-нансовый вопрос сразу останется за бортом – он важен, но не он определяет роль и значе-ние науки для будущего.

    Окончание следует











  • “Полонез Огинского”

  • 7.11 Классификация отказов при подтягивании на перекладине.



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи