Ноя
11

Учат в школе, учат в школе учат в шко-оле…




  • Редкие фотографии знаменитостей

  • Безымянный 6685


  • Япония для большинства русских людей – это что-то экзотическое. Роботы, суши, камикадзе, аниме и харакири – вот частый набор ассоциаций. А какие знания о Японии и японцах вы получили в школе? И, наконец, последний, вопрос как много, по вашему мнению, знают о Японии и японцах ученики сельской средней школы где-нибудь в Тамбовской области?

    Теперь объясню, почему я начал с этих вопросов. Недавно мне довелось побывать в японской сельской школе, расположенной в одной из деревень на острове Хоккайдо. Хоккайдо для японцев с центрального острова Хонсю – это такая же периферия, как для москвичей Камчатка. То есть речь в данном очерке пойдет о провинциальной сельской школе. На фотографиях вы видите ее живописные окрестности (напоминаю, чтобы прочесть комментарий к фотографии нужно навести на нее курсор).

    Если вы в Японии в живописном месте, то тяжело сделать снимок, чтобы в нем не оказались прогуливающеся пожилые японцы

    Некоторые из них перемещаются быстрее (бегущий пенсионер в центре)

     

    Учителя местной сельской школы решили провести для своих учеников практикум по межкультурной коммуникации. Они не поленились доехать до ближайшего города с большим университетом, повесить в месте скопления иностранных студентов объявление и разработать интересную программу мероприятия. Студенты-иностранцы должны были приехать в школу, провести презентацию своей страны, покушать и позаниматься спортом с детьми. Все расходы участников мероприятия компенсировала школа, плюс студентам выплатили небольшое вознаграждение. По объявлению в школу обратились представители 5 стран: Китая, Тайваня (прошу прощения у китайцев, но на данном мероприятии Тайвань был представлен как отдельная культура), Монголии, Бангладеша и России (последнюю представлял ваш покорный слуга).
    Главынй холл, он же актовый зал, он же столоваяПриветственный человечек:)

     

    Ученики сначала встретили нас с опаской и одновременно с большим интересом. Они вели себя подобно кошке, которая впервые видит нового человека. Она сначала наблюдает из укрытия, потом аккуратно обнюхивает, потом дает себя погладить, а потом залезает на колени и считает вас своим другом. В начале дня японские дети не знали, как к нам подойти, а в конце дня мы сидели с ними вместе и некоторые ученики уже чувствовали себя вполне раскованно.
    Школьницы..

    дружба народов


    ... и школьники

    Что, возможно, сразу же бросилось вам в глаза на первых фотографиях – это школьная форма, в данном случае – спортивные костюмы. Обычно школьная форма в Японии выглядит иначе – это темно-синий костюм для мальчиков и юбка, белая блузка и пиджак для девочек, но в этой школе был выбран максимально удобный стиль одежды, который хорошо гармонирует с близостью учеников к природе и позволяет свободно двигаться. В японской школе все ученики равны (одинаковы). Учителя носят такую же форму. Во время наших презентаций классный руководитель садился среди учеников, так же, как и они, реагировал, задавал вопросы, поднимая руку, становился таким же, как и все слушающие (поиграем в игру "найди учителя" на фотографии).

    Другая особенность, которая мне запомнилась – это то, что весь день пронизан разного рода церемониями. В чем-то это даже напоминает армию с ее построениями (в случае с японской школой - посидениями), началом еды по команде и фразами наподобие «разрешите обратиться» и «доклад окончил». Сначала была церемония представления и приветствия иностранных студентов. При этом те ученики, которые нас представляли, сначала сообщали, что сейчас они будут представлять иностранных студентов, потом кланялись своим одноклассникам и нам, потом говорили, потом кланялись опять. Разумеется, все присутствующие каждый раз кланялись в ответ. Те же обряды повторяются перед началом ответа у доски или объяснением правил игры на физкультуре. Во время данных церемоний даже хулиганы покорно слушают и сидят, не шевелясь.

    Церемония задавания вопросов

                На уроке физкультуры ученики показывали нам некоторые традиционные японские игры. К ним относятся жонглирование, ходьба на ходулях, сотки (или фишки – игра, которое долгое время была популярна среди российских школьников), а также игра, которую я бы назвал «Поймай падающее яйцо трубкой для курения» (см. фото). Игра заключается в том, чтобы, подбрасывая деревянный шарик, каждый раз ловить его в одно из углублений «трубки». Другая японская забава – это выбивание молоточком делений из под  основания пирамиды так, чтобы верхняя часть пирамиды продолжала стоять. Почти все игры ориентированы на развитие ловкости. Чтобы им научиться, необходимо спокойно многократно повторять комбинацию простейших движений. Это базовый японский способ учебы.

    дядя, дядя, сними котенка с дерева - нагибаться неохотаударррррр
    промах...

    Трубкабол

    ловкость рук и никакого обмана

    Еще один интересный аспект жизни в японской школе – это взаимоотношения полов. На уроке, как вы видите на фотографии, все идеально – мальчик, девочка, мальчик, девочка и.т.д. Но на переменах мальчики в одной компании, девочки в другой и общения между ними почти не происходит. Один из моих преподавателей отметил интересный факт. Когда он приходит на занятие и в классе сидят японские студенты, часто класс территориально делится на мужскую и женскую половины.

    классная системавнеклассная перспектива

    Один класс – это одна группа со своим девизом, достижениями. Разные классы всегда будут сидеть (стоять) в разных местах. Внутри одной группы взаимоотношения переплетены. Приведу пример. В Японии, как и во многих странах мира, мусор сортируется на разные категории (сжигаемый, несжигаемый: пластик, бумага, банки, бутылки и.т.д.). После ланча надо было не просто убрать со столов, но и разделить все содержимое подносов (тарелки, ложку, пакет от молока, трубочку, упаковку от джема, упаковку от хлеба). Предположу, как бы проходила уборка в немецкой школе. Каждый подходил бы к месту сдачи посуды и ставил бы разные предметы в разные места. В японской школе все происходит иначе. За каждой из половинок стола (2 половины по 5 человек) по окончанию обеда определенный ученик начинает собирать у одноклассников один из объектов (тарелки, упаковки или ложки). Другой собирает что-то другое, так почти каждый ученик чем-то вносит свой вклад в уборку со стола. Потом они несут собранные предметы к месту сдачи и вместе с дежурными все разбирают.

    игра больше, чем в четыре руки

    А еще японцы очень любят петь, поэтому на прощание они нам спели песню. Среди детей выделился дирижер, которому поставили стул. Дирижер, предварительно всем поклонившись, забрался на стул и стал руководить хором и аккомпаниаторами. Получилось очень красиво.    

    Полный унисонмаэстро

              Расстались мы хорошими друзьями. Надеюсь, дети этой школы в будущем уже не смогут сказать, что все русские пьяные, все китайцы невежливые или что-то подобное. Вот такая профилактика национализма и ксенофобии в отдельно взятой сельской школе.



















  • Редкие фотографии знаменитостей

  • Безымянный 6685



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи