Ноя
11

Живой Ленинград: Как стать звездой…




  • Видеоматериалы SQA Days - 4. Секция 1

  • Видеоматериалы SQA Days - 4. Секция 2


  • Скачал и посмотрел фильм "Как стать звездой" (Ленфильм, 1986)... Он давно меня интересовал -- эпизодами с ретротрамваем и Лицедеями, хотелось их посмотреть в хорошем качестве... Но, в принципе, с ностальгической точки зрения, фильм интересен не только этим. Он вообще снят и смотрится достаточно легко, хотя сюжета как такового в фильме нет: вольная компоновка клипов с Валерием Леонтьевым, группы Секрет, сцен с Лицедеями и клипами зарубежной эстрады. Еще есть весьма интересные на данный момент включения с интервью с простым народом относительно того, нравится ли им советская эстрада, и какой она должна быть... Одна девушка, например, жалуется, что в капиталистических странах в моде хард-рок, который развращающе влияет на личность (или что-то типа того). Все любят Пугачеву. Один молодой человек говорит, что неплохо было бы, если бы по телевидению больше показывали группы Аквариум, Секрет...

    К слову, группа Секрет в фильме есть. Собственно, в роли "ведущего" в фильме и снимался Максим Леонидов. Вообще приятно на них молодых посмотреть: особенно на Фоменко... хотя, надо сказать, они довольно прилизаны -- как-то это неестественно по нынешним временам смотрится, все-таки, почти рок-группа.

    Песня "Как дела, старина?": плавают на пароходике "Канонерка" по Фонтанке, Мойке, Зимней канавке. В кадр попадает Спас-на-Крови в лесах, икарусы и лиазы-677, трамваи лм-68 и парник лм-68м -- к слову говоря, лм-68 едет очень даже быстро по мосту Белинского.


    Второй клип с Ленинградом -- Валерий Леонтьев, песня "Биочасы". Смотреть на него в этом клипе безусловно приятнее, чем сейчас. Хотя его фанатом бы я не стал, просмотрев этот клип. В клипе фигурирует Петропавловская крепость с разных ракурсов, Невский проспект (причем, Спас-на-Крови еще не в лесах, в отличии от клипа группы Секрет), Марсово поле (на фоне здания Ленэнерго). Клип заканчивается панорамой Троицкого (Кировского) моста -- в ускоренном виде снято, как проезжают по мосту трамваи, машины, спешат людит, затем темнеет -- мост разводят, по Неве проходят суда. У моста дежурит милицейский "козлик": причем, он уезжает, потом приезжает снова и рядом с ним все время стоят какие-то люди. Затем светает, мост сводят, к моменту сведения моста набегает большая толпа, жаждущая попасть на Петроградскую сторону... потом опять по мосту мчатся машины и первые трамваи.


    Теперь эпизоды с Лицедеями. Всего этих эпизодов пять. В первом клоуны на Университетской набережной захватывают ныне музейный вагон 1028 -- этот вагон вообще снимался в очень многих фильмах (сходу вспоминается Собачье сердце), и, кроме того, в те годы он работал в качестве экскурсионного (как и ныне музейный ЛМ-57): были когда-то в нашем замечательном городе и экскурсионные трамваи, и экскурсионные троллейбусы. Так вот, Лицедеи успешно угоняют вагон -- вагоновожатый пускается в погоню, и начинают колесить, видимо, по Васильевскому острову -- сцену, где показывают, что Лицедеи устроили внутри вагона, как я понял, снимали на 8-9 линиях В.О. Хотя тут я могу ошибаться... Затем на наб. Л. Шмидта Лицедеи останавливают двигающийся во встречном направлении вагон МС с двухосной грузовой платформой Г-4, выманивают водителя, дают ему в руки рельс -- и угоняют таким образом второй вагон. Вагоновожатый с рельсом, опять же, пускается в погоню. В конце -- очень красивая и трогательная сцена: оба вагона едут борт к борту (один по неправильному пути! и все это снимали в середине дня) по мосту Л. Шмидта, правда, съезжают они уже с Кировского (ныне Троицкого моста) и один вагон уносит на ул. Халтурина в сторону Конюшенной площади, а другой, двигавшийся в неправильном направлении, -- к Садовой. Наверное, эта сцена не может не тронуть каждое ленинградское сердце... Линия по Марсову полю, Миллионной и кольцо на Конюшенной площади были первой трамвайной потерей, о которой я скорбел очень сильно. Хотя тогда говорили, что все это необходимо, чтобы обеспечить сохранность мозаики в только что открытом Спасе-на-Крови. К слову, музей также занял здание, в котором находилась диспетчерская трамвайной конечной станции. Но сама линия запомнилась из детства мне очень хорошо: мама работала в СЗПИ, и часто брала меня к себе на работу. Мы, правда, ездили от Финляндского: на "двойке" (автобус такой был, прямо под аркой Главного штаба проезжал по маршруту) или на 51 -- он, собственно, довозил нас от Халтурина прямо до дома. В память мне глубоко врезался темный осенний вечер -- мы стоим на Халтурина, у Суворовской площади и ждем трамвая, 51 или 53. Мимо нас проезжают светящиеся теплым электрическим светом вагоны других маршрутов... Увы, это потеряно безвозвратно... К слову, и все остальные трамвайные места для нас потеряны: 8-9 линии демонтированы в 2002 году, мост Л. Шмидта и линия на Университетской набережной -- в 2007.


    Второй эпизод -- вагоновожатый с рельсом продолжает свою погоню. В этом и последующем эпизодах запечатлен трамвай на улице Восстания: в частности, в эпизодах участвует узел Восстания-Некрасова, который имел четкую форму креста и не имел возможности вагонам повернуть в какую-либо сторону. Линия по улице Восстания была демонтирована в 2001 году: я начал ходить на Ковенский, и трамваи уже там не ходили... я начал ходить, и рельсы там активно демонтировали. Вообще, улица Восстания запомнилась мне без трамвайных рельсов -- я поэтому с трудом ее узнал (в отличии от Некрасова). А потом разглядел дом с ангелом напротив кофейни Альбина, и ту арку, через которую ходил дворами к Ковенскому...


    здесь действие происходит на той же улице Восстания, Лицедеи убеждают опаздывающего на поезд человека заняться бегом трусцой. Человек с их помощью добегает до Московского вокзала. Линия по Лиговке в этом месте была демонтирована в 2007 году. И вокзал к тому же -- в привычной голубоватой расцветке... Сейчас ее тоже нет.


    Действие опять-таки начинается на улице Восстания, однако, затем продолжается на стрелке В.О. -- прямо у спуска к воде. конечно, стрелка, спуск и Нева сейчас есть -- правда, из-за плавучего фонтана, собственно, к Неве не подойти...


    Заключительный эпизод с Лицедеями. Показана пробка на Невском проспекте. Вопрос -- постановочная или же естественно возникшая. В принципе, кажется, что транспорту по Невскому не дает проезжать светофор, но, в принципе, он двигается. Хотя другая сторона Невского -- очень даже свободна от машин. Удивляет в положительном смысле обилие общественного транспорта. Заканчивается эпизод на площади Стачек -- у Нарвских ворот. Там оба трамвайных вагона в сопровождении клоунов, машин со спецсигналами и пиротехнических эффектов катаются по кругу по трамвайному кольцу: зрелище весьма феерическое.

    Ну, вот, собственно, и все, что касается Ленинграда в этом фильме. Вторая его часть по сюжету проходит на теплоходе, идущем по Вольге; мне было неинтересно -- я не стал смотреть. Но Ленинград даже в этих небольших эпизодах, мне кажется, показан очень живо. Виден контраст с тем городом, который мы имеем сейчас. И это, в общем, хорошо, что есть возможность -- благодаря фильму -- перенестись в ту внешне беззаботную и солнечную атмосферу ушедшего Ленинграда.










  • Видеоматериалы SQA Days - 4. Секция 1

  • Видеоматериалы SQA Days - 4. Секция 2



  • Социальные сети

    Рубрики

    Последние записи